История производственного вендинга в Италии, которая сегодня насчитывает более 400 производителей автоматов и комплектующих и занимает 40% европейского рынка, началась сразу после второй мировой войны. Американский колосс Кока-кола вступил на итальянскую землю и построил свой очередной завод по производству газировки. Напиток, который имел бешеный успех, к началу 50-х годов стал популярным напитком для употребления на рабочем месте. А для того, чтобы обеспечить работников напитками на рабочем месте лучшего решения, чем торговый автомат - не придумаешь. И в 1953 году первые 10 торговых автоматов для продажи газировки были привезены из США в Италию и установлены в зданиях и учреждениях, в которых работали сотни человек. Однако транспортировка этих больших, неуклюжих и тяжелых машин через океан была очень дорогостоящей. Это и сподвигло мелкого предпринимателя из региона Ломбардия Джофредо Тремолада организовать производство автоматов на родине, чем было положено начало целому поколению компаний по производству торговых автоматов, которые чуть позже, через десять лет завоевали устойчивые позиции на итальянском, европейском и мировом рынке.
Итальянские производители не остановились на производстве автоматов для продажи газировки. Поставив себе цель создать машину для продажи национального напитка – горячего ароматного кофе – они достойно ее реализовали. Производственный вызов на изготовление кофейного автомата был принят компанией Bianchi, известного производителя велосипедов, и в 1962 году свет увидел их первую модель. Сразу вслед за этим последовали автоматы от других производителей – 1963г.: Эрнесто Валенте, основатель и владелец компании Faema, крупнейшего производителя автоматов для эспрессо, выпустил целый ряд торговых автоматов для продажи кофе. Еще через пять лет итальянские автоматы стали пользоваться повсеместной европейской популярностью. К «кофейникам» и «баночникам» прибавились снэк-машины.
По информации за последние годы, по количеству вендинговых торговых автоматов Италия обогнала Великобританию, Германию и Францию. В этой стране установлено 800 тысяч единиц, в то же время в таких странах как Франция их только 590 тыс.
Итальянская Ассоциация розничной торговли (Accenture for Confida) выяснила, что в Италии рынок пищевых продуктов, реализуемых через торговые автоматы, составляет примерно 3,4 миллиарда евро.
В Италии насчитывается около 3000 вендинговых компаний, среди них доля десять крупнейших игроков составляет порядка 21% от всего рынка. Остальные 79% итальянского вендинга распределены среди мелких территориальных компаний.
От общего количества работающих автоматов Италии более 10% представляют собой умные автоматы или smart-автоматы (с сенсорными экранами, датчиками, системами телеметрии, поддержкой мобильных платежей, дистанционным управлением ассортиментом продукции).
Из итальянских брендов среди производителей кофейных и снековых автоматов в России наиболее известны: Bianchi, Necta, FAS.
В пандемию в Италии был создан первый пицемат. Первый аппарат Mr.Go.Pizza установили в Риме на Площади Болоньи. С виду он напоминает автомат по продаже напитков и чипсов, но на самом деле внутри кроется целая лаборатория по созданию "королевы итальянской кухни". Автомат предлагает на выбор 4 самых популярных варианта: "Маргарита", "4 сыра", "Дьявола" и "Панчетта". В зависимости от выбора покупателя, стоимость может варьироваться от 4,5 до 6 евро, что почти в два раза дешевле, чем в пиццерии.
В 2022 году вендинг в Италии реализовал более чем 1.7 млрд чашек кофе. Также за первые 9 месяцев 2022 года было продано полмиллиарда закусок, что свидетельствует о росте в обеих категориях после глобального спада 2020 года.
Итальянский вендинг выступает привереженцем классических направлений и на его рынке редко появляются необычные решения. В российской модели автоматизированной торговли ведущий вендинговый оператор «Uvenco» также придерживается классической модели, не забывая при этом про развития новых инновационных решений. Оставайтесь с нами и путешествуйте по всем частям света с нашей живой вендинговой энциклопедией!