Найти в Дзене
НИКИ-ТИНА

ТРАКТИР НА РОГОЖСКОЙ ЗАСТАВЕ

Хозяин трактира, что на Владимирском тракте, Савва Давыдов, овдовел рано. У него росла дочь, которая год от года превращалась в красавицу, напоминая собой умершую жену. Помогала ему Дарья , поначалу работавшая у него поварихой, а потом превратившаяся в полноценную хозяйку трактира.

Правда, официальной женой она не считалась, брак был не венчан, за что она постоянно упрекала Савву. У нее было два сына, один- от проходимца , что служил в Дангауэровской тюрьме охранником и второй- малолетний от Саввы. Она всячески старалась сжить со света дочку трактирщика, считая ее помехой на пути к ее отцу и мечтая заполучить Савву и его хозяйство в свои руки. Но все её уловки были тщетны. Отец безумно любил свою дочь и никакие уговоры на него не действовали. А дочка выросла и отец искал для нее подходящую партию для замужества. Дарья понимала, что выдав дочь замуж и породнившись с высокородными сватами, Савва никогда не женится на ней. Она стала думать, как помешать свадьбе.

И придумала. Её великовозрастный сын, Степан вместе с малолетним Ильей , жил у бабки, ее матери. Она подговорила Степана приходить к ней каждый день и подружиться с дочкой трактирщика, с тем, чтобы любым способом на ней жениться. Степану идея понравилась. Он сразу же включился в дело. Правда, понравиться Елизавете не смог.

Лиза была девушкой начитанной и образованной, к тому же набожной и высоконравственной. Степан с его мужиковатым грубым нравом и невежеством никак не мог привлечь её внимание. Но мать настаивала, убеждая его поспешить и как угодно выполнить задуманное. Конечно, он мог придумать, как и где сделать свое черное дело и тем самым испортить будущее Лизы. С другой стороны, насилие каралось жестко , а учитывая деньги и характер трактирщика ,который непременно отправил бы его на каторгу за содеянное, это никак не вязалось с их планами.

Савва Давыдов спешил породниться с богатым купцом Меркуловым.

Смотрины невесты, во время которых происходил обмен подарками, прошел удачно. Молодые друг другу понравились.

Был назначен день обручения, после которого должна состояться свадьба. Богдану, так звали жениха, настолько понравилась невеста, что он завалил ее подарками. Савва был счастлив от того , что так выгодно сосватал любимую дочь, да к тому же с ее согласия .

Дарья бесилась, что никак не может помешать свадьбе, после которой у Саввы может появиться внук и законный наследник его имущества.

Она понимала, что все мечты об обеспеченном будущем терпят крах, которое теперь представлялось смутно и расплывчато. Беспокоила неопределенность, народ нищал, время от времени устраивая стачки и забастовки, шла затяжная война с немцами , которая еще больше усугубляла обстановку в стране. К тому же, общий с Саввой ребенок был мал , и хотя был признан отцом, однако, официально никакими правами не наделен, а в церкви при крещении записан, как не имеющий отца. Дарья задумала избавиться от Лизы, для чего сговорилась со Степаном отравить её на обручении, где будет много народу , чтобы не попасть под подозрение.

Согласно законодательству Российской империи, регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который записывался в церковных метрических книгах.

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. Обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась "половиной венца". В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

Помолвку решили делать в доме у жениха, где был накрыт стол на 70 человек и куда были приглашены только родственники жениха и невесты.

Ни Дарья, ни Степан соответственно, на помолвку не попали. Но это даже к лучшему, решила Дарья.

Степану надо было проникнуть на праздник и незаметно подлить яд в Лизин бокал.

Обряд обручения вышел пышным, Елизавета, одетая по парижской моде, в дорогом платье, блистала красотой. Все поздравляли молодых, назначили день свадьбы. Степан долго толкался у дома Меркуловых, никак не находя повода зайти туда. Уже прибыл посыльный с пирожными от купца Елисеева, а Степан все слонялся около дома, пока его не заметил слуга и не пригрозил полицией. Ему пришлось уйти. Бутылка с «сельтерской» , куда был насыпан яд , осталась нетронутой. Дарья разозлилась, а потом смекнула после застолья Лиза, наверняка , захочет пить, значит надо поставить бутылку воды у нее в комнате.

Так как комната Лизы была заперта, Степан залез туда через окно и оставил там бутылку с ядом. Дарье теперь надо было вовремя от нее избавиться.

Савва с дочерью приехали на извозчике поздно ночью. Пожелавши друг другу « Доброй ночи» , разошлись по комнатам. Дарья жила в самой дальней комнате, в коридоре у входа в дом.

Она чутко прислушивалась, готовая первой броситься на крики Лизы. Под утро она уже задремала, как ее разбудили стоны и крики Саввы. Она вбежала в комнату Лизы, но Савва тут же отправил ее за доктором. Она стала метаться по комнате, якобы от горя, а сама искала бутылку с ядом, однако ее нигде не было. На крики сбежались постояльцы трактира. Савва кричал на Дарью, чтобы та немедленно привезла доктора. Она вышла во двор, взяла извозчика и поехала за доктором.

Лиза умирала, она задыхалась, а через несколько минут, врач констатировал смерть от отравления. Приехала полиция. Доктор написал заключение, на основании которого завели «дело».

Елизавету хоронили в подвенечном белом платье, предназначенном для венчания и свадьбы. Богдан поклялся найти и убить отравителя.

Следствие быстро во всем разобралось, суд признал Степана виновным в убийстве и приговорил к каторжным работам. Дарья еле ушла от наказания, как соучастница, ссылаясь на Степана, который ее не выдал, надеясь, что она оттуда его вызволит. Савва убитый горем , выгнал Дарью из дома, а позже забрал их общего сына к себе.

Дарья кинулась в ноги к отцу Степана, уговорив его устроить любым образом побег из тюрьмы до отправки Степана на каторгу. У нее остались сбережения, накопленные во время проживания в доме Саввы, которые она пообещала за побег. Побег из Дангауэровки был невозможен. Однако, решили попробовать.

Дарья перешла жить к бывшему мужу в барак , напротив Дагауэровской тюрьмы, где он занимал небольшую комнатку. После дома Саввы, с его хлебосолами Дарье пришлось несладко.

Тем временем , теперешний муж Дарьи задумал хитрый план. Ему захотелось получить дом Саввы Давыдова. Наступила революция . Дворян, купцов и прочий торговый люд безжалостно уничтожали , присваивая их добро. Трактир у Саввы Давыдова отняли, сначала сделав там ночлежку.

Дом, в котором жил Савва с сыном оставался пока за ними.

Степана должны были отправить на каторгу , а пока он находился в пересыльной тюрьме. Богдан все время дежурил у ворот тюрьмы, ждал случая, когда выведут осужденных, чтобы напасть на Степана. Исканцев, так звали мужа Дарьи, заприметил его , подошел к нему , расспросил , что здесь делает. Разговорились. Богдан рассказал, кого он ждет, чтобы отомстить. Тот сразу вызвался помочь ему , да так , чтобы избежать наказания. Исканцев обещал, что переведет Степана в карцер, а Богдана провезет в бочке для воды, которую каждое утро привозят в тюрьму, а там уж его воля расправиться со Степаном, тем более, что тот будет закован в кандалы.

После возмездия таким же путем вывезет Богдана за ворота. Оговорили и сумму взятки за такое пособничество. Богдан обрадовался и согласился.

Дарья и Исканцев в этот раз основательно подготовились к преступлению, разбавили дозу яда, чтобы Богдан умер не сразу, а мучился несколько дней в карцере . Докторов туда не зовут, а смерть спишут на заразную болезнь, в тюрьме особо не разбирались , кто отчего умер. И в назначенный день Богдан пришел к Исканцеву. Расплатился, его посадили в бочку , сверху накрыли двойной крышкой с водой и провезли в тюрьму. Исканцев заранее договорился со своим напарником, заплатив ему часть Богдановских денег. Перед карцером, остановились, дали ему финку, предложили выпить для храбрости – « ведь не свинью идешь резать , тут не до церемоний , нужно быстро и тихо, наставляли они. Богдан пить не хотел, но пригубил, что его и спасло. Тюремщики , ссылаясь на какие-то причины , попросили его тихо посидеть , сами ждали , когда начнет действовать яд.

Через несколько минут беспомощного Богдана втолкнули в карцер ,сняли с него одежду, чтобы переодеть Степана, которого еще не успели наполовину побрить, засунули его в пустую бочку и вывезли за ворота. Оставаться ему в Москве было нельзя, он уехал в Сибирь, к родственникам отца.

Богдан провалялся без памяти около месяца. Кроме воды ничего не пил и не ел и сильный молодой здоровый организм выкарабкался, пошел на поправку. Правда, он долго не мог вспомнить кто он и откуда , поэтому его под именем Степана, еще совсем слабого повели на этап , на каторгу.

Когда Богдан полностью оправился от болезни, пришел в себя, он был уже в Сибири, на поселении. Он все вспомнил , долго ругал себя за опрометчивость и безрассудство ,как мог попасть в хитро расставленные сети, но тут же благодарил бога , что оставил его в живых. Теперь надо было думать, как выбраться из этого положения.

Время благоволило ему. Революция тоже шла навстречу, быстро шагала по стране, с новой властью, законами и порядками.

Каторгу отменили. Политических освободили, а уголовным заменили каторгу на несколько лет поселения. Его вместе с другими заключенными пригнали на золотодобывающие прииски. Однако, после начала гражданской войны предприятия золотодобывающей промышленности оказались на территории, захваченной белогвардейцами и интервентами. Прииски возвратились золотопромышленникам и арендаторам , среди приискового населения стали проводится массовые аресты и расстрелы участников революции. Все перемешалось, бывших начальников расстреляли, а заключенные превратились в рабочих , которым был назначен 12-ти часовой рабочий день. Однако, остались не все.

Большинство рабочих, успели уйти с приисков в Красную Армию и партизанские отряды, чтобы бороться с белогвардейскими войсками Колчака и атамана Семенова.

Богдан был в их числе. В отряде ему выдали справку на его настоящее имя.

Савва Давыдов от пережитых потрясений сильно сдал.

Он занимался теперь сыном, прекрасно понимая, что наступление новой эпохи перевернуло жизнь с ног на голову. Да и Дарья стала часто наведываться , предъявляя свои права на сына и дом , в котором они жили без подселения. Он решил уехать к дальним родственникам в Тульскую область, где в деревне обустроить свою старость и будущее сына.

Он оставил дом и хозяйство Дарье и ее новой семье и уехал в деревню. Исканцев с Дарьей и детьми перебрался в дом Саввы.

Степан добрался до родной тетки в Иркутск и стал выжидать, когда смена власти , людей и обстоятельств позволит забыть о нем и он сможет вернуться домой.

РОГОЖСКАЯ ЗАСТАВА-ЗАСТАВА ИЛЬИЧА-

Хотите узнать, что было дальше?

Подпишитесь , будет интересно,