Найти тему
Живая Средняя Азия

Хан, султан, шах, халиф, эмир, малик, падишах, эмир – кто такие?

Титулатуру европейских феодалов мы все учили в школе в 5-м классе. А потому большинство из нас помнит, что граф повыше барона, герцог повыше графа, король повыше герцога, а выше короля только император. Учитывая сложность политической истории запада, монархами, то есть независимыми правителями, могут быть носители трех последних званий, хотя владения герцога не такие большие. А что касается мусульманских аналогов, то там темный лес: их значение и важность никто не знает. Давайте сегодня поговорим об этом.

Хан (каан, хакан, каган и т.д.) – это титул тюрко-монгольских кочевников, настолько древний, что его значения и происхождения никто не знает. По всей видимости, он стал употребляться народами Великой степи в первых столетиях нашей эры, когда власть державы хунну окончательно пала. В дальнейшем такое звание стали носить племенные вожди, после объединения многих кочевых кланов в единые государства – их монархи, а после образования кочевых империй появились великие ханы. То есть, это аналог древнерусской системы: князь – великий князь. Так или иначе, хан – это независимый правитель кочевников, аналог европейского королевского звания.

-2

Титул султана произошел от арабских слов, которые означают нечто среднее между понятиями «сила», «авторитет» и «власть». Когда не стало всемирной мусульманской империи, Арабского халифата, так стали величать самые крупные из монархов, которые создали независимые государства на его территории. В исламской политической традиции, султан рангом пониже халифа, однако, также является не только светским, но и духовным правителем. Больше всего известны османские султаны, хотя они также употребляли титул падишах, использовали титул хан в память о кочевом прошлом и позже присвоили себе даже звание халифов.

-3

Титулы шах и падишах имеют персидское доисламское происхождение, изначально являясь производными от санскритских слов «властный» или «благородный». Это полные аналоги наших терминов князь и великий князь и по смыслу означают «независимый правитель» и «могущественный независимый правитель». Обычно мусульманские государи стран, находящихся под влиянием Персии, носили второе из этих званий. Владыки Ирана, тимуридские правители Средней Азии и их потомки – индийские Великие Моголы, монархи афганской империи Дуррани – все они являлись падишахами.

-4

Халиф – это наивысший исламский титул, в переводе с арабского он означает «наместник». Пророк Мухаммед, идейный отец Арабского халифата, имел и светскую, и религиозную власть, и в полной пере передал ее своим преемникам. Долгое время так называли себя правители всего исламского мира, до того, как он утратил политическое единство. Халифское звание осталось зарезервированным за потомками тех или иных владетельных багдадских династий. Предполагалось, что они являются верховными начальниками всех остальных мусульманских монархов. Затем, после тюркской экспансии на Ближний Восток, светской власти халиф был лишен и сохранил только духовные полномочия. Титул передавался через ряд подставных лиц, пока его не получил султан Османской империи – первый человек, объединивший мирские и религиозные права со времен распада Арабского халифата.

-5

Слово эмир изначально означало «вождь». Долгое время так величали себя племенные лидеры, а после образования Арабского халифата титул стали носить полководцы и губернаторы. После падения авторитета верховной власти они оказались независимыми монархами, хотя рангом пониже, чем султаны. Также титул носили представители высшей знати тех или иных мусульманских держав. Так, великий полководец Тимур при жизни был только эмиром, держа при себе марионеточных ханов из династии чингизидов. Но его потомки присвоили себе титул падишах.

-6

Малик – это доисламское арабское слово, которое означает, ни много, ни мало, как «царь». Но не царь в смысле император, а в значении независимого государя. Так называли себя многие исламские (преимущественно, арабские) правители по всему миру, не претендующие на религиозную власть. Современные короли Марокко, Иордании и Саудовской Аравии на самом деле носят именно этот титул.

Также нужно заметить, что в исламских странах тюркские, арабские и иранские традиции были сильно переплетены. Поэтому в тех или иных исторических государствах высшее значение мог иметь один титул, а другой – присваиваться не монархам, а представителям аристократии. А в соседней державе было наоборот. Но титул халифа, без сомнения, является самым высшим. Хотя с определенного момента его обладатели утратили светскую власть.