Отец Владимира всегда гордился, что сам «себя сделал»: уехал из родительского дома в 16 лет, выучился в техникуме, потом устроился на завод. И квартиру от завода получил. «Заработал честным трудом!» – не раз говорил он с удовольствием. Сына своего, Володьку, учил с малолетства: чтобы чего-то добиться, нельзя сидеть за папиной-маминой спиной, нужно быть самостоятельным.
И все же у Владимира на родителей обида. Внешне все хорошо – с праздниками-юбилеями папу и маму поздравляет и деньгами помогает, но теплоты в отношениях нет. А почему? Не смог простить Владимир, как с ним родители обошлись много лет назад.
Неприятный сюрприз
Когда Володю призвали на армейскую службу (а это случилось двадцать лет назад), родители, как это полагается, устроили большой обед, пригласили на проводы родственников и друзей сына. За столом отец обронил фразу:
– Ну вот ты и взрослый стал, совсем самостоятельный.
Демобилизовался Владимир, а дома – неприятный сюрприз: его комнату отец переоборудовал в кабинет. Здесь теперь стояли тяжелые шкафы с книгами, громоздкий письменный стол, любимое отцовское кресло… А вся мебель из комнаты Владимира оказалась продана. Вещи сына мама временно убрала в раздвижной шкаф в прихожей. Там же был приготовлен чемодан.
– Как же? А почему? – Владимир даже слов не мог найти.
– Ты уже взрослый, сынок, теперь будешь жить отдельно, а нас по праздникам навещать, – сказала мама, взглянув на мужа.
– Да, и давай-ка устраивайся на работу, не будешь же ты кормиться за наш счет, – добавил отец.
Честно говоря, Володя, как и многие его армейские приятели, собирался месяц-другой отдохнуть после службы, погулять в свое удовольствие. Примеры перед глазами были: Петька из соседнего подъезда, двоюродный брат Димка… Им, значит, можно, а ему нельзя?
Отец вложил в руки сына газету объявлений:
– Подбери-ка себе жилье, денег за первый месяц мы тебе с матерью дадим, а там сам зарабатывай. Да, прописка у тебя здесь осталась, пока своей квартирой не обзаведешься. Имей в виду.
Глянул Владимир на спокойного отца и тихую мать и понял, что отделить сына родители решили давно.
Новые обиды
Нашел Владимир по объявлению комнату с меблировкой, вернулся в цех, в котором еще до армейской службы работал. Хотя, признаться, мечтал поступить в институт на очное отделение. Обломали мечту родители! Впрочем, когда Владимир матери заикнулся о своем желании, та сказала:
– А кто же тебе мешает учиться? Поступай, учись. Заочно. Как мы с отцом когда-то.
В институт Владимир поступил на следующий год. На заочное отделение. Всем назло, и в первую очередь себе, потому что не так представлял раньше учебу в институте. Хотелось пожить в студенческом общежитии, быть завсегдатаем молодежных вечеринок, гулять до утра, влюбляться, а учеба представлялась довольно смутно. На самом же деле студенчество Владимира протекало, на его взгляд, очень скучно: писал контрольные, курсовые и отправлял на проверку в институт, а на сессию бригадир всегда отпускал с таким недовольством, словно ему самому приходилось вставать вместо студентка-заочника к станку.
Когда Владимир получил диплом, никакой радости не испытал. Разве что облегчение – долой учебники. Впрочем, родителям новость сообщил. Мать, которая, когда Володя в школе учился, к концу каждого учебного года сладкий пирог стряпала, просто поздравила и даже на чай не позвала. Родители вообще визиты сына не жаловали.
Когда Владимир собрался жениться – невесту на заводе, в своем же цехе нашел – и сообщил родителям, мама и отец пригласили сына с девушкой на праздничный обед. А потом Владимир готов был сквозь землю провалиться, когда отец стал расспрашивать Лизу, хорошо ли она зарабатывает, есть ли у нее своя квартира, сколько родственников. И добавил:
– Раз собрались свадьбу играть, то сами в нее и вложиться должны, потому что взрослые и самостоятельные люди. Вот мы с матерью никаких гулянок не устраивали, а прожили всю жизнь в согласии. Потому что всегда цену деньгам знали. Глупо, когда родители детишкам все на блюдечке с голубой каемочкой подносят, берут кредиты, чтобы справить помпезную свадьбу, а детишки потом разбегаются через полгода...
Невеста заверила, что разводится не планирует, и все вопросы о свадебном торжестве уже решены.
Вечером Лиза сказала жениху:
– Ты, Володя, не обижайся, но я бы с твоими родителями под одной крышей жить не стала.
«А нас бы и не позвали», – подумал Владимир.
Глядя на тестя и тещу
Прошли годы. Владимир и Лиза живут в своем доме – как многодетная семья (у них четверо детей) получили участок и построили двухэтажный коттедж. Возле дома – огород, которым занимается Лизина мама, любитель-садовод. Вообще теща и тесть часто бывают у дочери и зятя, внуки обожают бабушку и дедушку. А родители Владимира давно уехали в Сочи.
Мать, прощаясь, сказала сыну, что они с отцом всегда хотели перебраться в теплые края, и вот пришло время исполнить мечту:
– Ты на своих ногах прочно стоишь. Мы родительский долг выполнили.
Сына с невесткой и внуками родители Владимира в гости не зовут. Да он и не поедет. Потому что обида не проходит. Как посмотрит на тестя с тещей, которые всей душой тянутся к нему и Лизе, к внучатам и стараются помочь, чем могут, так просыпается обида на своих родителей и не отпускает. Никак.