Увидеть зимнее «Гейзеровое» озеро собственными глазами мне хотелось на протяжении всей этой зимы. После каждого снегопада, а их было этой зимой много, меня накрывала очередная волна «охоты», но поездка все как-то не складывалась.
Вот и зима уже подошла к своему календарному концу, и тянуть было уже некуда.
1 марта 2023 года мы ранним утром выехали из Чемала.
Пока я ждала девочек, над южной частью чемальского небосвода разыгрался невероятный по насыщенности малиновый восход. Только в моей голове промелькнула мысль из серии: «к чему бы это?», как подъехала машина и мы «полетели» навстречу с зимним чудом.
Машина была полной. За рулем – Светлана, на заднем сидении, рядом с двумя детьми – Маша.
Все мы были в предвкушении большого путешествия, длительностью в 15 часов.
Вскоре «восходный Чемал» сменился бело-серыми пейзажами Чуйского тракта. Серым было небо, белым – земная поверхность. 1 марта весь Алтай представлял собой белые горы.
Я была готова к любой погоде, так как изменить мое впечатление от бирюзового озера ничего не могло.
«Свет забрезжил» только на Семинском перевале. С его вершины мы увидели, что там - вдали над Теректинским хребтом светилась желтая полоса.
- Нам именно туда – подумалось мне.
Но долина Урсула встретила нас все тем, же бело-серым небом.
Чике-Таман потряс нас сильным ветром. Снимая угрюмые и суровые виды с перевала, мне казалось, что мои стылые руки больше никогда не согреются. Но Чике-Таман подал мне еще один знак. На старой вершине перевала мне открылся чудесный антропоморфный лик. Невероятный каменный профиль я увидела сквозь завесу из тонких стволов берез и сосен. Лик формировался из неровностей разных скальных выступов. Снять его «чисто» без преград из стволов деревьев было невозможно. И, тем не менее, лик был виден довольно отчетливо.
«Ватное» небо встретило нас и в долине Катуни, но эта вата километр за километром становилась все реже и реже.
В долине Чуи небо со слов Светы становилось сизым.
Света старалась ехать без остановок, так как путь был неблизким. Но проехать мимо водопада Ширлак без остановки мы не смогли. Во-первых, дети уже засиделись, во-вторых, ледовый водопад был действительно красивым. Кто-то там, наверху время от времени «включал» солнце, благодаря чему становилось веселее и радостнее на душе.
К Чибиту небо развеялось. Солнце светило, снег искрился, настроение было прекрасным. Горы красовались белыми одеждами, они словно принарядились к очередной сцене чудесной сказки.
Заплатив по 50 рублей, именно столько, как с местных жителей, запросила «бессменная просительница» денег за вход к природному чуду, мы побежали, правда, кто, как смог, к родниковому озеру.
Конечно, я видела зимние фотографии этого бирюзового озера, но свои ощущения – есть свои.
Озеро выглядело как малахитовый останец в белой огранке. Заснеженные берега невероятным образом выделяли его в окружающем пространстве. Впечатления были сильными. Солнце освещало все озеро. Причем, стоит заметить, что создавалось ощущение, что оно – солнце как бы на полчаса зависло над вершиной гор левого борта длины реки Мены, давая насладиться невероятным по красоте пейзажем.
Тишину нарушало журчание ручьев, стекающих в озеро. Озеро я обошла три раза. Обошла бы и больше, если была бы одна. Время от времени журчащую музыку дополняло пение птиц.
Особенный вид открывался с западного берега. В бирюзовом зеркале отражался и лес, и белые горы и чистейшее ультрамариновое небо.
Я долго наблюдала бульканье самого крупного родника озера. Временами бурление было схожим с извержением вулкана, но в миниатюре. От этого мутнела вся восточная часть озера.
Два других родника не булькали, но медленное движение песчинок постепенно изменяло рисунок дна вблизи родникового выхода.
Все эти наблюдения чудесным образом влияли на меня. Мне казалось, что моя жизнь - прекрасна и замечательна, и другой мне совсем не надо.
- Вот это и есть гармония – подумалось мне.
Да, приведу мое описание этого озера из авторского путеводителя «Путешествие по Чуйскому тракту»
Голубое или, как его прозвали, «Гейзеровое» озеро (название не имеет отношения к происхождению) располагается в древней долине Пра-Чуи, что располагается севернее современной речной долины прорыва этой реки. И, видимо, благодаря специфическим для данной территории геолого-гидрологическим процессам, эти Голубые или «Гейзеровые» озера образовались и существуют.
Озер здесь несколько, все они округлой формы, с изумительным, потрясающим любопытного туриста цветом воды и «живыми» песчаным «пузырям» больших размеров. Выбросы мутной смеси в форме концентрических окружностей формируют на поверхности эти «пузыреобразные загадочные дышащие» расплывчатые фигуры. Контуры разводов постоянно меняются, поражая зрителей причудливостью линий и рисунков из них образующихся. Вода в озерах холодная в теплый период года и незамерзающая в зимнее время. В озеро впадает довольно значительный ручей. Основное Голубое озеро, к которому ведет тропа, имеет очень скромные размеры: от 26 до 30 метров в диаметре и около 1 метра в глубину, располагаясь у левого борта долины Пра-Чуи.
Окрестности «Гейзеровых» озер заболочены, растительность представлена елово-пихтовым лесом, в мохово-кустарничковом покрове которого распространены: этажный мох, черника, брусника. Переходя от первого озера до основного, вдоль тропы можно встретить багульник болотный – лекарственное растение с «ярким» запахом. Романтики «Гейзеровое озеро» сравнивают с «открытыми Земными глазами, смотрящими в космические просторы Вселенной».
Светлана решила расширить нашу программу путешествия, и повезла нас к Красным воротам…
Домой мы прибыли к 10 часам вечера.
Да, еще утром, когда у своих ворот я ожидала машину, на горе, что располагается к северо-востоку от Чемала, я увидела лежащую на правом боку женщину. Или так: очертание горы, вздымающейся над Чемалом, укладывалось в схематичную фигуру лежащей на боку женщины. Да, уж! Живу здесь с 2011 года, и часто смотрю именно на эти вершины, так как на них бывала, но женщины не видела.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора