Сепарация в детском возрасте
Сепарация, а точнее процесс сепарации-индивидуации — это процесс, который в благоприятных условиях происходит в возрасте от 1 месяца до 3-4 лет, когда ребенок развивает ощущение своего Я, постепенно отличая себя от родителей или других значимых взрослых.
Концепция сепарации-индивидуации была разработана психологами и психоаналитиками Маргарет Малер и Джоном Боулби. Они предполагали, что у детей развивается привязанность к своему основному значимому взрослому, который дает им чувство безопасности и защищенности. Эта привязанность позволяет ребенку исследовать окружающую среду и в дальнейшем развивать чувство независимости.
Теории Малера и Боулби предполагают, что процесс сепарации-индивидуации является критическим аспектом человеческого развития и что качество отношений ребенка с его значимым взрослым может оказать значительное влияние на его психологическое развитие.
В целом, сепарация-индивидуация — это непрерывный процесс, который происходит на протяжении всей жизни, поскольку люди продолжают развивать и совершенствовать свое ощущение себя. Во взрослой жизни это может быть важным аспектом личностного роста и развития.
Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер описывает ряд стадий, через которые проходит ребёнок, постепенно отделяясь от своего основного значимого взрослого и развивая чувство собственной идентичности:
- Нормальный аутизм (от рождения до 1 месяца): на этом этапе ребёнок еще не осознает свое окружение и не может различать себя и внешний мир.
- Симбиоз (от 1 до 5 месяцев): на этом этапе ребёнок начинает отличаться от внешнего мира и развивает тесные симбиотические отношения со своим основным значимым взрослым. Самоощущение младенца по-прежнему тесно связано с значимым взрослым.
- Сепарация-индивидуация (от 5 до 24 месяцев): на этом этапе ребёнок начинает исследовать свое окружение и развивает чувство независимости. Ребёнок все больше осознает себя отделенным от своего значимого взрослого и может испытывать тревогу или дистресс при разлуке с ним.
- Постоянство объекта (от 24 до 36 месяцев): на этом этапе у ребенка развивается чувство «постоянства объекта». Он понимает, что объекты (включая людей) продолжают существовать, даже если он их не видит. Ребенок лучше переносит разлуку с значимым взрослым и может начать формировать отношения с другими людьми.
- Консолидация индивидуальности (от 36 до 48 месяцев): на этом этапе у ребенка формируется более полно сформированное ощущение себя, и он начинает понимать себя как отдельную личность со своими потребностями и желаниями.
Важно отметить, что эти этапы не являются жесткими или фиксированными, и разные дети могут проходить их с разной скоростью или по-разному. Кроме того, процесс сепарации-индивидуации продолжается на протяжении всей жизни, поскольку люди продолжают развивать и совершенствовать свое ощущение себя.
Сепарация во взрослом возрасте
Если в детском возрасте процесс сепарации-индивидуации происходит естественным путём, то во взрослом возрасте он может быть затруднён, поскольку он часто включает в себя проработку сложных эмоций, таких как вина, стыд и тревога.
Особенно тяжело процесс сепарации даётся при так называемой «травме брошенности», которая может быть следствием внезапной или неожиданной утраты значимого взрослого или отсутствием эмоциональной поддержки, любви и принятия. Во взрослом возрасте человек с травмой брошенности тяжелее других переживает потерю отношений, склонен подстраиваться под других, быть удобным, чтобы сохранить отношения.
Важно отметить, что чувство брошенности в ответ на разлуку является нормальной и естественной реакцией. Однако, если эти чувства сохраняются или мешают человеку жить, может быть полезно обратиться за поддержкой к специалисту в области психического здоровья.
Как психолог может помочь в процессе сепарации?
Психолог может сыграть важную роль, помогая человеку пройти процесс сепарации, и преодолеть чувство утраты, будь то внезапная разлука с значимым взрослым в раннем детстве или потеря отношений во взрослой жизни. Вот несколько способов, которыми психолог может помочь:
- Предоставление эмоциональной поддержки: психолог создаёт безопасное и поддерживающее пространство, чтобы вы могли выразить свои чувства и опасения.
- Содействие осознанию: психолог помогает понять психологические процессы, связанные с сепарацией.
- Предоставление стратегий преодоления: психолог помогает подобрать стратегии преодоления тяжёлых эмоциональных состояний. Это могут быть методы управления стрессом, практики осознанности или когнитивно-поведенческие стратегии.
- Преодоление последствий травмы: травма брошенности во взрослом возрасте может приводить к хронической тревоге или депрессии. Преодоление депрессии – важный шаг на пути исцеления травмы.
- Предоставление рекомендаций и поддержки при жизненных переменах: разлука часто может совпадать с другими жизненными переменами, такими как переезд, начало новой работы или начало новых отношений. В этом случае психолог поможет выстроить приоритеты и легче адаптироваться к изменениям.
В целом, психолог может оказать ценную поддержку и руководство людям, переживающим процесс сепарации. Работая с психологом, человек развивает навыки и ресурсы, необходимые им для процесса сепарации и индивидуации, необходимые для того, чтобы идти по жизни с удовольствием.
Автор: Роман Василенко, психолог юнгианского направления
Больше полезной информации в моем Telegram-канале https://t.me/closenlook
Запись на очную консультацию в Москве: +7 (951) 131-38-43 (WhatsApp)
Telegram: @ereons
Автор: Роман Василенко
Психолог, Практикующий
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru