Как-то летом 2016 года я забрел на геологическую кафедру своего родного Донецкого Политеха. Пробегаясь взором по знакомым полкам тамошнего музея, мой взгляд внезапно зафиксировался на новых образцах. Такого я раньше здесь не видел. На меня смотрели ну просто замечательные дымчаки, скелетные кварцы и очень даже настоящие диаманты. Конечно, я слышал и про мармарошские и про крымские диаманты, но чтоб они делали в Донецком музее? Я не в силах был выпустить образцы из рук и меня пообещали познакомить с автором необычных находок.
Знакомство состоялось уже на следующий день, так началась наша дружба с молодым талантливым ученым, истинным любителем камня, молодым сотрудником кафедры Олегом Крисаком. Толстые стены института спасают от испепеляющей июльской жары, внутри них всегда комфортно и прохладно. Мы долго и увлеченно беседуем. Как оказалось, Олег родом из небольшого шахтёрского городка Зоринска, увлёкся камнем еще в дошкольном возрасте. Он облазил все многочисленные карьерчики и угольные копанки в округе, превратившись в настоящего эксперта "своей минералогической провинции". Я поймал Олега фактически в последний день, на летние каникулы он всегда уезжал в Зоринск, проводя свой отпуск не на пляже, а в родных карьерах. Мы сговорились встретится в его краях.
Тут уместно сделать небольшое отступление. Всё же о донбасских диамантах было известно и ранее. Так мне относительно недавно презентовали достаточно крупный весьма презентабельный кристалл диаманта величиной пару сантиметров на породе, добытый на шахте в Енакиево в глубине прошлого века. Да и в научных работах они описывались (достаточно много статей было в 1970-х годах), но никоим образом не популяризировались в отличии от тех же, на самом деле более малочисленных и меньших по размеру, крымских собратьев, оду которым впервые спел Ферсман. Популяризация - великая сила.
В научно-популярных книгах Ахметова С.Ф. "Беседы о геммологии" (1989г.) и "От авантюрина до яшмы" (1990г.) есть рассказ под названием "мармарошский диамант". В ней автор в художественной форме рассказывает, о том что в Макеевке (город-сателлит Донецка) неравнодушный рабочий-проходчик не смог пройти мимо блестящих камушков, приняв их за алмазы. Заинтересовался, разобрался. А ведь если задуматься, то шахты Донбасса к этому времени вгрызались в недра уже поди более полутора сотен лет как. И все это время, естественно, попадались диаманты. Но никому не было до них дела, ни рабочим, ни горным инженерам да геологам. Удивительно, но подавляющее большинство людей, без всяких претензий, не очень то любознательно. А вот герой рассказа Леонид Симбирцев оказался другим и благодаря стараниям в общем-то простого шахтёра, академий не окончившего, появились первые сведения о "мармарошских диамантах из Донбасса". Кому интересно легко найдёт этот рассказ на просторах инернета. Я же приведу более жизненные вырезки из тогдашних газет, в чём-то они даже интереснее книжек
С автором статьи мне удалось связаться и он также предоставил фотографии находок Симбирцева
Возвращаясь к теме диамантов. Почему-то в советской литературе их все без разбора принято было называть "мармарошскими", в то время как на Западе такой тип кристаллов называют "херкимерскими". Причем диаманты родом из Херкимера (штат Нью-Йорк, США) весьма многочисленны и всевеликораспространены, а вот пресловутые карпатские "мармарошики" в принципе мало кто видел в глаза в настоящее время. Правильнее все таки говорить "донбасский диамант", "крымский диамант", "уральский диамант" и т.д. Так почему же эти кристаллы называют диамантами? Да ровно по той же причине, по которой Леонид Симбирцев принял их за алмазы. Как правило это небольшие изометричные двухголовые кристаллы, с повышенной блестючестью, если можно так выразится. Небольшие кристаллики и впрямь для неискушенного человека весьма напоминают алмазы.
Природа этого блеска кроется в условиях роста в среде насыщенной углеводородами, газово-жидкостные включения которых буквально насыщают кристаллы. С "диамантами" генетически связаны скелетные кристаллы кварца, про них будет отдельная статья. Давайте условности ради ограничим термин "диамант" только лишь для идеальных малышей слегка напоминающих блеском и формой алмазы. Хотя под термином "херкимерский диамант" американцы понимают скорее генетический признак, обозначающий абсолютно все содержащие углеводороды кристаллы горного хрусталя, включая "скелетники" и "дымчаки".
Донбасские диаманты встречаются в раздувах кварцевых жилах в песчаниках или же в кальцитовых жилах в известняках. Причем во втором случае они как бы "плавают" свободно в жильном кальците или же растут в раздувах совместно с пластинчатыми кристаллами последнего. ДОлжно отметить, что с увеличением размеров кристаллы теряют свою прозрачность и блеск, что объясняется накапливающимися дефектами, но отнюдь не теряют свою привлекательность. Речь о крупных кристаллах, которые генетически также можно было бы назвать диамантами также в отдельной статье.
Познакомившись с кварцами-"алмазами" в Зоринске мы научились видеть их в других местах Донецкого Кряжа.
Например, в соседней Ростовской области в районе Белой Калитвы
или в родной Донецкой достаточно крупные идеальные в своей блескучести и прозрачности крупные кристаллы из Андреевки
Как я уже говорил, удивительно то, что эти, похожие на бриллианты, камни валяются прямо под ногами. В том же Зоринске Олег начал собирать их в старых заброшенных карьерах, из которых местные крестьяне еще в 19-ом веке добывали известняк для отжига извести, добывали его и в 20-ом веке. Неужели не замечали диамантов? Не верю. Тем более, что кроме мелких форм там встречались достаточно крупные и эстетичные кристаллы кварца. Но факт остается фактом.
К сожалению, сегодня уже нет с нами ни Леонида Симбирцева, ни моего друга Олега Крисака. Хотелось бы, чтоб их энтузиазм не растворился в сером нигде и их имена навсегда остались связаны с диамантами Донбасса.