Найти тему
Дикое поле

Основатель Киева.

После бурного периода Великого переселения народов на Поднепровье установилось временное затишье; восстанавливались старые, доготские, порядки; те из местных славян, которых ветер перемен не сорвал с места, вернулись к прежнему мирному труду, но этот период блаженной тишины не оказался долгим, на освободившиеся от большей части населения славянские земли нашлось много охотников как с Востока, так и с Запада, населявшим Поднепровье полянам срочно надо было объединиться в государство и вскоре объявился тот, кто возглавил этот процесс - Кий, по имени которого и получила название основанная им столица племени полян.

Памятник-фонтан Кию, Щёку, Хориву и Лыбеди.
Памятник-фонтан Кию, Щёку, Хориву и Лыбеди.

В нашей истории, пожалуй, трудно найти менее загадочного персонажа, чем Кий, некоторые историки даже выдвинули версию, что Кия, как человека, вообще не существовало, а появление его в летописи стало результатом этимологического мифа, призванного объяснить названия отдельных местностей в Киеве, данные не то хазарами, не то мадьярами, но большинством учёных отвергли эту гипотезу как несостоятельную, ведь сведения о князе Кие содержатся и в византийских, и в польских, и даже в армянских источниках, что говорит о том, что Кий существовал в реальности, ведь не могли источники столь отдалённых друг от друга стран столь подробно и противоречиво описать вымышленного персонажа.

Основание Киева Кием, Щёком, Хоривом и Лыбедью, миниатюра из Радвзиловской летописи, конец XV века.
Основание Киева Кием, Щёком, Хоривом и Лыбедью, миниатюра из Радвзиловской летописи, конец XV века.

Наиболее подробно о Кие и её деяниях рассказывает в "Повести временных лет" преподобный Нестор-летописец. Согласно ПВЛ, а точнее - её недатированной части, братья Кий, Щёк и Хорив возглавляли три рода полян, проживавших на трёх холмах выше днепровских порогов. Поселения полян здесь хоть и были малы, но находились в стратегически важном месте, в районе переправы через Днепр, а так как переправу непосредственно контролировал городок Кия, то он и рос быстрее, постепенно поглотив поселения Щёка и Хорива, которые ушли от брата в Армению, где царь Валаршак дал им землю, но через 15 лет, испугавшись их возросшего влияния, убил их. Слова летописи отчасти подтверждают результаты археологических раскопок, зафиксировавшие существование в VIII-IX веках на Старокиевской горе городища волынцевской культуры, которое со временем поглотило однотипные городища на горах Щёковица и Хоривица, но сожжённом в 840-х годах, вероятно, хазарами.

Городище Кия на Старокиевской горе, реконструкция археологов.
Городище Кия на Старокиевской горе, реконструкция археологов.
Поляне штурмуют византийскую крепость.
Поляне штурмуют византийскую крепость.

Оставшись единоличным правителем города, названного в его честь Киевом, Кий умело правил выбравшими его князем полянами, развивая и преумножая своё княжество и вскоре счёл его способным на проведение внешней экспансии. Примерно в конце VIII века Кий во главе войска полян вторгся в устье Дуная, захватил его и основал там город Киевец, но удержаться не смог: как полководец, он слишком переоценил своих воинов и недооценил военную и политическую мощь Византии, к императору которой ему пришлось идти на поклон и, заключив договор о мире и союзе и получив от византийского императора богатые дары, Кий вернулся в свой родной город, где вскоре умер. Потомки Кия продолжили править полянами вплоть до 840-х годов, когда Киев был сожжён дотла хазарами, а его жители оставались подданными Хазарского каганата 20 лет, пока их не освободили дружинники новгородского князя Рюрика Аскольд и Дир.

Алтарь языческого храма Кия.
Алтарь языческого храма Кия.

Киев
2891 интересуется