Оперантное обусловливание - это тип обучения, при котором поведение изменяется в зависимости от его последствий. Эта теория была разработана Б.Ф. Скиннером в середине двадцатого века и с тех пор широко используется в дрессировке животных. В этой статье мы рассмотрим принципы оперантного обусловливания и их применение в дрессировке животных.
Принципы оперантного обусловливания
Оперантное обусловливание включает в себя манипулирование последствиями поведения для изменения этого поведения. Существует четыре основных принципа оперантного обусловливания:
Положительное подкрепление: Положительное подкрепление - это представление желаемого последствия после поведения, которое увеличивает вероятность повторения этого поведения. Примером положительного подкрепления в дрессировке животных является дача лакомства собаке, когда она садится по команде.
Отрицательное подкрепление: Отрицательное подкрепление - это устранение неприятного стимула после поведения, что увеличивает вероятность повторения этого поведения. Примером отрицательного подкрепления в дрессировке животных является ослабление давления на поводья лошади, когда она поворачивает в нужном направлении.
Наказание: Наказание - это предъявление аверсивного последствия после поведения, которое снижает вероятность повторения этого поведения. Примером наказания в дрессировке животных является шоковый ошейник, используемый для того, чтобы отучить собаку лаять.
Угасание: Угашение - это устранение ранее подкрепляющего последствия поведения, что снижает вероятность повторения этого поведения. Примером угасания в дрессировке животных является прекращение дачи лакомства собаке за то, что она сидит, когда необходимость в подкреплении такого поведения отпадает.
Применение в дрессировке животных
Оперантное обусловливание широко используется в дрессировке животных, от домашних питомцев до морских млекопитающих и даже хищных птиц. Принципы оперантного обусловливания применяются в дрессировке животных различными способами:
Формирование: Формирование - это процесс постепенного подкрепления поведения, приближенного к желаемому, до тех пор, пока желаемое поведение не будет достигнуто. Примером формирования в дрессировке животных является обучение дельфина прыгать через обруч путем первоначального поощрения за плавание к обручу, затем за прыжки рядом с ним и, в конце концов, за прыжки через него.
Цепочка: Цепочка - это процесс обучения последовательности поведения, при котором каждое поведение подкрепляется предшествующим поведением и подкрепляется последующим. Примером цепочки в дрессировке животных может служить обучение собаки навыку ловли, когда собака сначала получает вознаграждение за то, что подобрала предмет, затем за то, что несла его, и, наконец, за то, что бросила его в указанном месте.
Таргетинг: Целенаправленная дрессировка - это процесс обучения животного прикосновению к определенному объекту или месту, которое может быть использовано для подачи сигнала к другим видам поведения. Примером нацеливания в дрессировке животных является обучение попугая касаться клювом палки с мишенью, что затем может быть использовано для обучения его вращению по кругу или выполнению других трюков.
Условное подкрепление: Условное подкрепление - это процесс ассоциирования нейтрального стимула с первичным подкреплением, таким как лакомство или похвала, до тех пор, пока нейтральный стимул сам не станет подкрепляющим. Примером условного подкрепления в дрессировке животных является использование кликера в качестве сигнала о приближении лакомства, пока сам клик не станет подкрепляющим.
Заключение
Условное подкрепление - это мощный инструмент для дрессировки животных, поскольку он позволяет дрессировщикам изменять поведение посредством манипулирования последствиями. Принципы оперантного обусловливания, включая положительное и отрицательное подкрепление, наказание и угасание, применяются в дрессировке животных различными способами, от формирования и приковывания к цепи до нацеливания и условного подкрепления. Однако важно, чтобы дрессировщики использовали эти принципы этично и эффективно, принимая во внимание индивидуальные потребности и особенности животных, с которыми они работают.
С уважением, Ваш психолог, консультант, когнитивно-поведенческий терапевт, Юлия Чурина
Автор: Юлия Чурина
Психолог, Онлайн-Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru