Найти тему
Авиация мира

Редкое катапультное кресло КЯ-1М для Як-38.

В истории нашей авиации был период, когда каждое конструкторское бюро проектировало и внедряло свои катапультные кресла на самолёты собственной разработки.

-2

Не осталось в стороне от данной практики и знаменитое ОКБ Яковлева. Оно же стало одним из последних проектировщиков катапультных кресел собственной разработки. Конечно эта сложившаяся традиция имела массу недостатков, ведь алгоритмы работы лётчика с различными типами кресел очень сильно различались. Это требовало серьёзного переучивания при освоении нового типа самолёта, разработанного в другом КБ. В конце концов было разработано унифицированное катапультное кресло К-36, модернизированные варианты которого используются и по настоящее время. Однако процесс внедрения этого кресла шёл не просто и многие КБ продолжали ставить свои кресла на новые самолёты. ОКБ Яковлева в конце 60х- начале 70х годов прошлого века вело работы по самолётам вертикального взлёта и посадки Як-36М, которые в дальнейшем получили обозначение Як-38. Для этих самолётов и было разработано катапультное кресло КЯ-1М, но его выпуск и применение оказались очень недолгими.

-3
-4
-5

Почему же так произошло? Кресло КЯ-1М изначально предназначалось для работы в составе автоматической системы спасения лётчика СК-ЭМ, которая работала на режимах взлёта и посадки и переходных режимах.

Однако характеристики кресла КЯ-1М оказались ниже, чем у К-36 и волевым решением заказчика, в лице авиации ВМФ, было принято решение о разработке специальной модификации унифицированного кресла К-36 для комплектации самолёта Як-38 и Як-38у. В то же время, для того, чтобы избежать затяжки с испытаниями новых самолётов, было решено первые машины принять с креслами КЯ-1М. В результате такого решения, выпуск КЯ-1М был крайне мал. Всего ими укомплектовали около 10 самолётов. Последним из них стал Як-38 07-03. Известен также и один случай реального катапультирования на данном типе кресла, который прошёл полностью штатно. До настоящего времени дожили в комплектном состоянии только самолёты Як-38 02-01, оснащенный таким креслом, ныне экспонирующийся в Музее техники Вадима Задорожного и опытный Як-36М ВМ-04 который в препариованом виде стоит в ангаре МАИ. В экспозиции Музея Задорожного есть и отдельно экспонруемое кресло КЯ-1М.

-6