Найти в Дзене
Балканист

Что почитать? «Ищите ворона…» Влады Урошевича

«Балканист» в Telegram!

Патриарх македонской литературы Влада Урошевич написал приключенческий роман «Ищите ворона…» (в оригинале – «Дива лига») ещё в 2000 году. На русском языке роман вышел в 2020 году в переводе Ольги Панькиной. Собственно, по объёму это произведение тянет скорее на привычные нам приключенческие повести типа «Кортика», но большое число действующих лиц и упоминаемых событий, видимо, всё-таки дало издателям право назвать «Ищите ворона…» романом.

Да, это приключенческий роман с незамысловатым сюжетом. Главный герой - археолог Боян, молодой человек непростой судьбы (а как иначе в Македонии 2000 года?), но упорный и почти честный. Он противостоит группе (и даже группам) разнокалиберных авантюристов, желающих поживиться археологическим добром Македонии.

- Ты где? - спросила Майя. - Уже пять минут.

- Я живу опасной жизнью, - сказал Боян. - Иногда я чувствую себя Индианой Джонсом.

Да, роман можно сравнить с циклом фильмов про искателя различных ценностей Индиану Джонса. Чем-то Боян напомнит и Бенджамина Гейтса из «Сокровища нации» в исполнении Николаса Кейджа - правда, тот фильм вышел уже после романа Урошевича. В македонском романе роль «сокровища нации» играет святилище бога Митры, которое разыскивает Боян, и не только он один.

«Ищите ворона…» читается на одном дыхании - так же, как смотрятся хорошо снятые приключенческие фильмы. Действия в романе много, а размышлений мало (это не очень типично для балканской литературы), события спрессованы линейно - как и должно быть в фильме. «Хорошие» герои без проволочек получают нужные бумаги в архивах, не имеют проблем с полицией разных стран (хотя занимаются очень сомнительными с точки зрения закона делами), не ходят в магазины за едой, не оплачивают счета за квартиру или билеты на самолёт из Скопье до Парижа (наверняка не слишком доступные большинству македонцев в 2000 году) - всё в романе подчинено действию, поиску. Есть и эротические сцены, как и должно быть в голливудском приключенческом фильме.

Место действия в романе постоянно меняется: то Скопье, то Охрид, то Париж (с такой любовью описанный специалистом по французской литературе Урошевичем), то безлюдные районы Македонии. Писатель создаёт запоминающиеся панорамы сразу нескольких красивых и интересных городов и мест, в которых он сам бывал много раз или же жил в них.

Над Скопье висела горячая смесь из едва узнаваемых остатков летнего дня: фиолетовые газы из выхлопных труб автомобилей, пыль, поднятая при игре в мяч на высохшей лужайке, кошачья моча из подворотен, дым от мангалов в кафе, раздавленные абрикосы с деревьев, переросших ограды и вытянувших ветки над тротуарами. Это был совсем другой аромат, непохожий на парижский - не такой экзотический, зато знакомый и близкий. Боян с удовольствием вдохнул его.

С удовольствием вдыхает аромат македонской столицы не только археолог Боян, но и романист Влада Урошевич, который, хоть и является знатоком и ценителем французской литературы, всё-таки в первую очередь - уроженец и житель Скопье. «Ищите ворона…» - это книга не о Скопье и вообще не о городе, но пробуждает интерес к достопримечательностям столицы Македонии. В книге упоминается и крепость Скопско Кале, и Каменный мост через Вардар, и деление города на православные и мусульманские районы, и некоторые культурные учреждения Скопье.

Город, зажатый между горами, простирался на восток и на запад, длинный, хаотичной застройки, планировка которой не подлежала никакой рациональной формуле пространства. Острые мужские углы его улиц состязались с нежными женственными изгибами речных берегов.

Меняется и время действия, хотя в основном роман повествует о бурных македонских 90-х годах. Параллельно с постсоциалистической эпохой идут вкрапления из ещё двух периодов истории - античности и Первой мировой войны. Они тоже очень кинематографичны.

Если Влада Урошевич хотел приоткрыть атмосферу и аромат Скопье, то у него это удалось. Если он хотел вызвать интерес читателя к истории Македонии, то это у него вдвойне удалось. Александр Македонский, бог Митра, османская эпоха, Первая и Вторая мировые войны, оккупации и освобождения, партизаны и коллаборационисты - всё это широко и интересно представлено на страницах «Ищите ворона…» У читателя возникает желание найти на карте Скопье, Охрид, реку Црну, горы хребта Шар-Планина, посмотреть линию Салоникского фронта в сентябре 1918 года.

А ещё одна очень важная тема, которую затрагивает роман Влады Урошевича, - это разграбление археологических памятников Македонии «чёрными копателями». Сейчас уже мало кто знает и помнит, что в конце 1980-х годов и начале 1990-х во всей разваливавшейся (и позднее развалившейся Югославии) кража культурно-исторических ценностей приняла огромные масштабы. Воровали картины из белградских музеев, воровали иконы из македонских монастырей, и, естественно, воровали то, что лежало в земле и как бы вообще никому не принадлежало.

Автор устами своих героев рассказывает и про многочисленные поддельные «сокровища», которые в своё время принимались за настоящие даже самыми маститыми культурологами и знатоками искусства. В частности, упоминается о золотой «скифской» тиаре, купленной Лувром в России в начале XX века. Уже позднее выяснилось, что тиару специально для музея изготовил простой одесский ювелир. В своё время это была довольно громкая история, но за давностью лет и событий она уже успела забыться.

Ну, а некоторые моменты книги насмешат всю постсоветскую аудиторию, напомнив нам о сюжете знаменитой комедии «Джентльмены удачи». Уж не знаю, смотрел ли Влада Урошевич «Джентльменов», но получилось очень смешно и в тему.

- Ты уже решил, про что писать?

- Почти. Начну с парня, который хотел продать мне латунного ангела, срезанного с кровати, купленной в прошлом веке в Салониках как часть шлема Александра Македонского.

От начала и до конца романа Влада Урошевич периодически посмеивается над многочисленными любителями альтернативных историй и теорий заговоров. Но временами в этом смехе прослеживается и нечто более серьёзное:

- Ты знаешь, что этруски писали кириллицей, - сказал Боян, пытаясь произнести эти слова серьёзно.

- Да, а наши цыгане приплыли в Охрид из Египта на плотах из папируса.

- Нет ничего привлекательнее мистификации: чем безумней теория, тем больше сторонников она приобретёт. Впрочем, я сам в этом убедился, на личном опыте.

В общем, у Влады Урошевича получилось увлекательно, интересно и качественно. Уж точно не хуже, чем в фильмах про Индиану Джонса.

Виктор Бобров | Балканист

Больше интересного на нашем канале! Подписывайтесь на «Балканист» в Telegram!