Конечно, на этот вопрос каждый ответит по-своему. У кого какие запросы и отношение к русской классике. Но ведь сравнивать-то особенно не с чем. Знаменитый роман выдающегося русского писателя И. А. Гончарова был впервые экранизирован еще до революции, в 1913 году. Знакомы с этим фильмом разве что киноведы.
А вот вторая экранизация более известна. Фильм «Обрыв» был снят в 1983 году режиссером Владимиром Венгеровым.
И вот на что обратила внимание. Очень уж кинокритики этот фильм не любят. Как и литературоведы, впрочем. И вот почему. Граждане с тонким эстетическим вкусом (или те, которые думают, что он у них есть) ополчились на эту киноленту исключительно из-за ее вопиющего несоответствия одноименному роману.
И претензии серьезные. Ведь роман И. А. Гончарова – весьма сложное, многоярусное произведение. Это солидное литературное полотно о социально-нравственных проблемах переходного периода жизни России середины 19 в. Эпохи, когда менялось и общество, и люди, когда патриархальные традиции растворялись в прошлом, а на смену им приходило новое, неизведанное, порой, пугающее… В этой связи обрыв – образ многозначный. В первую очередь, – опасное место, устрашающее обитателей дворянской усадьбы. По преданию, на дне его в далекие времена ревнивый муж убил жену и соперника… Но образ обрыва понимается и в переносном значении. Как непростой (а может и погибельный) переход от одной эпохи к другой, а также как состояние души на пределе неуправляемых страстей.
В фильме, конечно, все проще. Хотя страсти, бесспорно, бушуют. Но о них позже.
А еще в фильме бушует и буквально захлестывает красотой великолепная природа.
Съемки «Обрыва» проходили в живописных городах и весях Поволжья. Чарующие пейзажи русской природы запечатлены в фильме благодаря талантливой работе художника Марины Азинян и оператора Анатолия Заболоцкого. Одно имение главного героя чего стоит! Благословенный уголок, где все радует глаз: старая усадьба, нежная зелень берез и лип, серебристая полоса Волги вдали.
Что уж говорить о звучащей в фильме прекрасной музыке знаменитого Исаака Шварца!
Интересна и тематика «Обрыва». Жизнь мелкопоместного дворянства с его патриархальным укладом, внезапно рождающимися чувствами, яркими характерами – приятный предмет для наблюдения. Как-то, знаете-ли, умиротворяет посреди нашей сумасшедшей суеты.
Напомню вкратце сюжет.
Некий скучающий петербургский эстет, Борис Павлович Райский, приезжает в свое родовое имение, что расположено в небольшом городке на Волге. Райский рассчитывает найти там скуку и недалеких провинциалов. Ан нет. В глубинке его ждет настоящая жизнь, драматичная любовь и нешуточные страсти. И очень колоритные характеры. Одна бабушка Татьяна Марковна в блистательном исполнении Риммы Марковой до чего харизматична!
Кстати, об актерах. Ради них тоже стоит смотреть «Обрыв».
Многие отмечали их качественный подбор.
Например, главный герой, мечтатель и созерцатель, Борис Райский. Его играет актер Георгий Антонов. Ему удалось воплотить на экране непростой образ: человека вдохновенного, артистичного, но в то же время слабовольного, не готового на настоящий поступок.
Удачей фильма можно считать образ Марка Волохова в исполнении не самого известного, но очень фактурного Николая Кочегарова. Считается, что в образе Марка Волохова Гончаров хотел показать популярный в его время типаж нигилиста, причем, показать с нелицеприятной стороны: как человека крайне неприятного и враждебного обществу. Однако в фильме Волохов не лишен привлекательности, скорее, даже наделен неким чарующим демонизмом. Ничего удивительного, что его сумрачное обаяние так влияет на Веру.
А вот сама Вера также образ непростой. Ее история одна из ярких в фильме. Гордая и холодная Вера, оказывается, таит в глубине души беззаконный душевный пожар и однажды именно там, на краю обрыва, совершает роковую ошибку… Веру играет молодая тогда Елена Финогеева. Многие отмечали, что актриса точно попала в гончаровский образ, представив натуру, замешанную на противоречиях: затаенную, чувственную, осторожную и порывистую.
Киноленту Владимира Венгерова сразу же после ее выхода на экраны назвали «мелодрамой из дворянского быта», «красивым кино, не претендующим на глубину». Но сегодня, спустя 40 лет, становится ясно, что и этого достаточно. Фильм не поднимает все проблемы знаменитого романа, но и не отходит от него. Просто снимает верхний смысловой слой сложного произведения. И зритель от этого получает немало. Каждый свое. Кто-то просто насладится добротной экранизацией выдающегося романа. А кто-то, может, и возьмется перечитать творение И. А. Гончарова.
Кстати, недавно узнала, что существует еще одна экранизация «Обрыва». Фильм 2020 года. Вроде, и отзывы неплохие. Посмотреть бы надо. Но как-то боязно. Вдруг на модернизацию какую-нибудь наткнусь…..
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки