Найти тему
ЮРДКОМ

Тата, человек -праздник! (Из серии «Мои современники»).

Вспоминая шестидесятников, не могу не упомянуть такое яркое явление как Тата Земцова. Она имела опосредованное отношение к искусству, но всегда находилась в центре его и происходящих событий.

Её многочисленные знакомые выдают ей диаметрально противоположные характеристики. По мнению одних Тата - асоциальное явление, по мнению других -архисоциальное. Сам этот факт говорит о неоднозначности и незаурядности этой личности. Но не будем философствовать и давать оценки.

Вспоминаю гастроли театра Ермоловой в Ереване, ещё в совдеповские времена. Мы жили, как обычно на гастролях, с моим другом и единомышленником, по тем временам, Станиславом Любшиным в люксовом номере гостиницы. Почти во всех городах, в которых мы гастролировали, стихийно возникали группы местных представителей культуры (иногда очень именитых. И не только культуры), наших поклонников и единомышленников. Они сопровождали нас после каждого спектакля, чаще всего в ресторан, где мы находили большое количество тем для обсуждения и взаимопонимания. Но на этом наше общение не заканчивалось. С утра группа новых друзей приходила к нам в гостиницу и приглашала, к уже накрытому столу в гостиничном ресторане. Мы вяло сопротивлялись давая понять, что такая насыщенная «программа» для нас сложна и непривычна. «Вы, россияне, не умеете дружить», -отвечали они. «Вот мы, с утра собираемся на работе, срочно делаем - срочно закрываем дела, и сразу идём «дружить». И это был для них обычный образ жизни. «Дружить» для них- сверхзадача, смысл жизни. Умение дружить- божий дар, которым награждаются избранные. Дружба имеет социальные, профессиональные, национальные особенности, но по сути она едина.

Так кто же такая Тата, известная во всей Москве, и не только в Москве, и не только в России?

1963-год. Мы, компания закадычных друзей: Николай Сличенко, Тамила Агамирова, Волшаниновы, Василий Туманский, Марика Балан из ресторана ВТО едем ко мне на Нижнюю Масловку для «продолжения банкета». Дома, среди нашей компании, неожиданно обнаруживаем девушку с красивыми, живыми, всепонимающими глазами, сканирующими нас из-за небольшого мехового воротничка-стойки.

Это «неожиданное явление» и была сама Тата, собственной персоной. Сопровождал её солидный импозантный гражданин, как потом выяснилось Давид Земцов, её супруг. Явление было почти мистическое, но не вызвавшее ни у кого удивления. Не было момента знакомства, обмена мнениями. Они тут же безоговорочно, органично влились в нашу компанию и долгие годы оставались близкими друзьями. Девушка «с взором горящим» оказалась умницей и обаяшкой. Её простые и верные суждения были достойны мудрости взрослого человека и способствовали взаимопониманию. А её всеядность и незаурядная жизненная энергия били через край. Она со всеми находила общий язык и общие интересы. Я никогда не слышал, чтобы она кого-нибудь, когда-нибудь, за что-нибудь осудила. В трудные минуты приходила на помощь, подставляла плечо. В нашей компании она познакомилась с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, с Галиной Волчок (с которой дружила и поддерживала отношения до самого последнего момента) и многими другими известными людьми. Позже, когда жизнь развела нас по разные стороны баррикад, Тата продолжала знакомства «по ранжиру»,- Иосиф Давыдович Кобзон, Геннадий Хазанов, герой СССР Громов,- губернатор Московской области. Естественно, ближайшими её подругами были их жёны. Она дружила, и, вероятно, сегодня дружна, с Наиной Ельциной. Я бы мог перечислить ещё не один десяток известных и достойных людей, которых Тата удостоила своей дружбой. Каждое новое знакомство было очередным «кирпичиком» в её «карьерном» росте.

Может сложиться впечатление, что я осуждаю и препарирую поведение и образ жизни Таты. Вовсе нет! Говорю об этом, потому что знаю,- находятся мелкие, завистливые душонки, пытающиеся мягко говоря, "нивелировать" твои достоинства. Ну что ж, не без этого. Таков мир. Сама по себе Тата- незаурядна как личность, и ,естественно, её привлекают яркие, состоявшиеся люди её уровня. Она как бы их коллекционирует. А общение, дружба с ними даёт ей возможность находиться в центре событий сегодняшнего дня, жить яркой жизнью. Она всегда доброжелательна и радушна. С ней всегда интересно. Человек- праздник. Что же касается словосочетания: "Тата- подруга Волчек, или подруга Хазанова или...,то, в данном случае, возможно изменить причинно- следственную связь, поменять порядковые номера: "Галина Борисовна Волчек и Геннадий Хазанов - друзья Таты! И это будет уместно и справедливо. Потому что жить и дружить как Тата, нести людям радость и хорошее настроение- разве это не дар, не уникальная «профессия» данная богом? Я сожалею, что жизненные обстоятельства нас разлучили и мы не общаемся сегодня. Но отдалённым лучиком света, Тата освещает путь всем, с кем она когда- то общалась.

В отличии от сегодняшних дней, когда жизнь постепенно налаживается и на горизонте появляется много благополучных и состоятельных людей, стремящихся уединиться, отгородиться от общества, оберегая свой интимный мирок, свой покой, своё благополучие, во времена шестидесятых люди наоборот стремились к объединению. Вспомните Окуджаву: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…». Только в те годы могло появиться и ,обрести себя, такое явление как «Тата». Я бы сказал: «Она закономерный социально- общественный продукт». Татуля, извини меня, что я обозвал тебя продуктом. Это просто социологический термин. Ты- яркое, высокодуховное явление нашего времени!

Сегодня, как никто другой, ты с полным правом, можешь быть экспертом- консультантом. Определять ориентиры и критерии будущего искусства, опираясь на свой талант и богатый опыт. Так воспользуйся им! Кто, если не мы?!

Р. S. Однажды Тата выразила удиление, когда я назвал её "сестрёнкой". На мой взгляд, это - признание заслуг и уважение, особенно по отношению к женщине. Так Нина Ургант, шутя, называла меня "братишкой", а я её -"сестрёнкой". Так, в знак уважения и дружбы, я называл Николая Сличенко, братом. И это было взаимно. В данном случае, не пол, не национальность, не возраст не имеют значения. Это- эмоциональный знак признания и уважения! Надеюсь, моё "чудовищное преступление", выраженное в "фамильярности" и "амикошонстве", подлежит амнистии?!!..