Предыдущая статья о трудяге "Коминтерне" заканчивалась так:
"В 7 часов 55 минут московского времени 10 октября 1942 г. два буксира вывели «Коминтерн» из Потийской гавани. В охранении двух сторожевых катеров (058 и 0108) и в сопровождении торпедного катера он был отбуксирован в назначенную точку затопления в головной части сооружаемого волнолома. Спустя четыре месяца, корабль был официально исключён из списков флота. В последующем на палубе притопленного крейсера была установлена артиллерия, оборудован наблюдательный пост. Так что он продолжал нести боевую вахту, участвуя в обороне пункта базирования от нападения авиации и торпедных катеров противника, в защите входного фарватера от заноса. Оборудование волнолома позволило базировать во вновь организованном пункте малые и средние корабли, создать более благоприятные условия для рассредоточения крупных в гаванях Потийского порта".
На самом деле, на дно в этом районе лег не только "Коминтерн" но и три транспорта, восстановить двигатели которых не удалось. Продолжит рассказ цитата из книги С.Ф,Спахова "Крейсер "Коминтерн""
"Когда спустя два года (4 ноября 1944 г.) корабли эскадры возвращались из Поти в родной Севастополь, крейсер-ветеран оставался на своем боевом посту у берегов Кавказа. Матросы и офицеры, ранее служившие на «Коминтерне», при проходе места затопления снимали головные уборы и с опущенными головами прощались с любимым кораблем.
После войны недостроенные корпуса трех затопленных транспортов были подняты и введены в строй действующих судов морского флота. А «Коминтерн» продолжает стоять на месте затопления носом к морю в 500 метрах от песчаной косы. Его борта зияют многочисленными ранами, большая часть надстроек отсутствует. Только боевая рубка, полубак да гордо вознесенная фокмачта возвышаются над израненным остовом".
Все это, конечно хорошо, но... ЗАЧЕМ? Дальше продолжим еще одной цитатой:
"Стоянкой кораблей на Хоби и Циви заинтересовался заместитель наркома Военно-Морского Флота адмирал Иван Степанович Исаков, бывший в то время членом Военного совета Закавказского фронта. Он командировал к нам капитана 1 ранга Владимира Ивановича Рутковского, одного из опытнейших морских специалистов, который несколько дней знакомился с организацией базирования кораблей на новом месте и дал высокую оценку всему, что мы здесь успели сделать.
Вскоре сюда заглянул и Народный комиссар Военно-Морского Флота. Встречали мы его с членом Военного совета флота дивизионным комиссаром Ильей Ильичом Азаровым в Очемчири. Нарком сразу же поинтересовался, как будем добираться до Хоби. Я ответил, что пойдем на тральщике «Гарпун». Кстати, командовал им капитан-лейтенант Ф. И. Савельев, позднее командир Потийской базы, ныне контр-адмирал. Осмотрев устье со стоявшими в нем кораблями, нарком сказал: [63]
— Я много плавал на Черном море, знал, что есть такие реки Хоби и Циви, но никогда и не подумал бы, что в них могут заходить корабли. — Подумав немного, он добавил: — Если бы раньше мне было известно, что эти реки так удобны, я именно здесь предложил бы строить базу. Между прочим, учтите: гитлеровцы считают, что большевики возводят в устье Хоби новый военный порт. Будьте начеку: их авиация может в любой момент сюда нагрянуть". (Куманин М. Ф. Отправляем в поход корабли. — М.: Воениздат, 1962.)
А, немцы-то, и правда, следили. Вот схемка. Правда на ней не все.
Да, ну, правда, что тут можно разместить? Оказалось, что многое. 305-й батальон морской пехоты, и погранотряд, и бригаду торпедных катеров, и и бригаду "Малюток"... Далее опять цитата:
"Дело прошлое, но до второй половины 1942 года многие товарищи посмеивались над нашими стараниями освоить эту пресноводную бухту. «И так дел у вас невпроворот, а вы еще возитесь с двумя речушками, столько сил туда бросили», — говорили нам подчас весьма авторитетные на флоте люди. Вступать в споры мы не считали нужным. Время покажет!
После того как был сооружен брекватер и вход в устье стал свободным, командование базы могло направлять сюда все больше боевых кораблей. Когда к нам прибыло многочисленное соединение тральщиков и кораблей-охотников под командованием контр-адмирала Владимира Георгиевича Фадеева, мы разместили его на Хоби. Сюда же перевели и часть подводных лодок соединения капитана 1 ранга Михаила Георгиевича Соловьева вместе с плавучей базой «Эльбрус». Кто-то из офицеров штаба флота однажды сказал мне с тревогой и удивлением:
— Товарищ генерал, вы знаете, сколько согнали кораблей на Циви и Хоби? Сто девяносто килей! Я сам сосчитал.
Теперь почти весь Черноморский флот сосредоточился в портах нашей базы; все, даже скептики, убедились в значении устья рек Хоби и Циви. Что бы мы делали, если бы не было этого нового места стоянки?"
Сейчас почти ничего не напоминает о тех временах, сейчас в устье реки нефтяной терминал (как раз на месте казарм погранотряда). Но...
Память-то осталась. Вот ее-то я и пытаюсь сохранить. Потому и пишу :-)