После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку. Однако неуёмная фантазия режиссёра привела к тому, что у «маленького» фильма вышла очень большая смета. Поэтому найти продюсеров получилось далеко не сразу. Да и сам Жёне понимал, что с таким необычным фильмом он сильно рискует провалиться (как это уже было с «Городом потерянных детей»)…
Однако на этот раз судьба, критики и зрители повернулись к режиссёру лицом. Более того — фильм «Амели» стал самым коммерчески успешным фильмом Франции за последний десяток лет…
Жан-Пьер Жёне:
«В этот раз я хотел сделать более эмоциональный фильм, современную историю, потому что так легче отождествлять себя с героями. «Город потерянных детей» — это сказка, и я не хотел опять снимать сказку. В «Амели» могло произойти всё что угодно. Я не желал ограничивать воображение и фантазию, но я хотел больше чувств».
Сюжет фильма сложился из множества забавных историй и наблюдений, которые Жёне долго собирал.
Жан-Пьер Жёне:
«Я думаю, что у меня что-то вроде дара – замечать маленькие сюжетики, анекдотики. Я их запоминаю, заношу в свой компьютер. «Амели» появилась именно из этой привычки – туда пошли истории, собранные за двадцать-тридцать лет!».
Хотя главным персонажем фильма стала весьма странная девушка, режиссёр признавался, что Амели — это во многом он сам. Многие истории были перенесены в фильм из реальной жизни Жёне. Например, пристрастия и антипатии (которые режиссёр равномерно распределил между несколькими персонажами), побег красной рыбки из аквариума, женщина-ипохондрик, торгующая сигаретами.
Что касается истории про «путешествующего» садового гнома, то её происхождение приписывают одному австралийцу. Он действительно похитил статую у своего соседа и отправился с ней в путешествие. А сосед долгое время впадал в ступор от присылаемых фото, где гном-беглец был запечатлён то на фоне Эйфелевой башни, то в районе Трафальгарской площади.
Коллекция снимков из фотоавтомата тоже существовала в реальности. Похожий альбом был у знакомого Жёне — писателя и сценариста Мишеля Фолько. Правда, для фильма пришлось собрать свою коллекцию фото, иначе бы пришлось получать разрешение у каждого сфотографированного. В итоге Жёне организовал, якобы, кинопробы. Пришедших просили зайти в фотоавтомат, ошарашивали вопросом вроде «А у вас не было проблем с сердцем?» и в этот момент снимали…
Имя главной героини фильма тоже не было случайным. Жёне не раз рассказывал, что в процессе создания сценария, постоянно думал об актрисе Эмили Уотсон, которая особенно понравилась в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны». Собственно, имя «Амели» — это и есть «Эмили» на французский манер.
Сама актриса не раз говорила, что не прочь сняться у Жёне, однако была одна существенная проблема — Уотсон не говорила по-французски. Ради Эмили режиссёр готов был поменять сценарий и сделать героиню англичанкой. Однако, и тут не срослось. Однажды актриса позвонила Жёне и сказала: «Прости, Жан-Пьер. Я не могу сниматься в твоём фильме, так как по личным мотивам не хочу покидать Лондон в течении 5 месяцев».
Заменить актрису, под которую создавался сценарий, было очень непросто. И вот здесь выручил случай — Жёне увидел на афише салона красоты «Венера» очаровательную девушку с распахнутыми чёрными глазами…
А ведь сегодня даже трудно представить, что Амели мог сыграть кто-либо другой кроме Одри Тоту — настолько органично молодая актриса вписалась в эту роль!
Не сразу родилось и окончательное название фильма. Поначалу Жёне планировал назвать его «Амели с площади Аббатисс», но затем логично решил, что эту площадь мало кто знает за пределами Парижа. Однажды, листая каталог старых фильмов, режиссёр увидел название «Сказочная судьба Дезире Клари», и оно его зацепило. Отныне оригинальным названием фильма стало «Сказочная судьба Амели Пулен» («Le Fabuleux Destin d’Amelie Poulain»), хотя в нашем прокате он шёл, как «Амели с Монмартра» или просто «Амели».
Для написания сценария был привлечён Гийом Лоран — в дальнейшем постоянный соавтор Жёне. А вот старого напарника — Марка Каро — режиссёр не позвал (хотя даже в «Чужом» Каро принимал эпизодическое участие в разработке персонажей и костюмов).
Жан-Пьер Жёне:
«Я хотел сделать личный фильм, этого же и хотел Марк Каро, и я уверен, что Марку не нравятся любовные истории, невозможно представить Марка с Амели».
Действительно, съёмки «Амели» стали переломным моментом в творчестве Жёне. Как мне кажется, в определённый момент режиссёр решил отказаться от той жутковатой и мрачноватой эстетики, которая до этого царила почти во всех проектах, сделанных совместно с Каро. Заметьте — именно после расставания с Каро Жёне стал выпускать исключительно жизнеутверждающие, светлые и человечные фильмы.
Другим новаторством «Амели» стало то, что Жёне, чуть ли, не впервые снимал не в студии, а с натуры. Да ещё и действие разворачивается не в фантастическом безвременье (привычном для предыдущих работ режиссёра), а в конкретном месте и времени (на это в фильме указывают новости о смерти принцессы Дианы). Впрочем, от своего фирменного стиля Жёне не отказался.
Жан-Пьер Жёне:
«Я люблю те атрибуты, которые сопутствуют моим фильмам: тёплые цвета, мультипликационность, юмор, детская наивность».
Кроме того Жёне всегда относил себя к художникам «не фиксирующим, а преобразующим реальность». Вот и в «Амели» он захотел снять не реальный Париж, а «Париж своей мечты».
Жан-Пьер Жёне:
«Я снимал во многих местах сам, разыскивая их и это было испытание — сделать Париж таким, как в конечном варианте, Париж о котором я мечтал, я много для этого сделал. Мы изменяли всё. Мы меняли плакаты на стенах и в метро, и мы меняли небо с помощью компьютера, когда оно было пасмурным. Пришлось много поработать, чтобы сделать Париж таким, каким он был при монтаже!».
Как всегда, фильм был полон невероятно красивых сцен, ракурсов и спецэффектов. Например, гениальная и трогательная сцена со слепым стариком, которому Амели устраивает настолько подробную «экскурсию», что мир снова обретает для слепца краски. Интересно, что большинство спецэффектов были использованы с таким вкусом и изяществом, что многие зрители их даже не замечали.
Всё это было подкреплено блестящим актёрским составом (к слову, главную мужскую роль сыграл коллега Жёне — другой режиссёр Матье Кассовиц) и трогательным сюжетом. Это история странной мечтательной девушки, которая с одной стороны — замкнута в мире своих фантазий, а с другой — пытается всеми силами реализовать их в реальном мире, вовлекая в свою игру посторонних людей и даже исподтишка манипулируя ими. Или можно сказать ещё проще — это история об одиноком человеке, который хочет любви и понимания, но одновременно сам этого боится.
При просмотре «Амели» переживаешь настоящую гамму эмоций — глаз восхищает картинка, ум наслаждается изобретательными извивами сюжета, а сердце трогает теплота и наивность (в лучшем смысле этого слова). Помню, как, посмотрев фильм, я в сердцах воскликнул: «Ну, можно же снимать фильмы стильно, умно и, при этом, без арт-хаусной скуки и мерзости!».
Интересно, что, когда «Амели» была снята, Жёне решил вспомнить о «голливудском опыте» и устроить тестовый предпросмотр, чтобы выявить места, трудные для восприятия. Так выяснилось, что зрители не поняли, что ключ, найденный Амели — это ключ от квартиры лавочника. Чтобы «помочь» зрителю, создатели сделали акцент, «высветив» ключ в кармане героини.
В 2001 году с огромной опаской и волнением Жёне выпустил фильм в прокат. И что тут началось! Даже въедливые кинокритики, чуть ли, не в один голос стали расхваливать «Амели». Ещё более неожиданной стала реакция простых зрителей. Уже за первую неделю фильм собрал столько же людей, сколько дебютная работа Жёне — «Деликатесы» — за весь прокат.
Одри Тоту в мгновение ока стала знаменитой. Как и Ян Тьерсен, написавший к «Амели» замечательную музыку (подробнее об этом саундтреке я уже писал здесь).
Парижские гиды стали водить туристов по «местам Амели». Особенно прославилось кафе «Две мельницы», где героиня фильма работала официанткой.
Во время съёмок хозяин кафе даже подумывал его продать. Теперь он об этом и не помышляет — теперь он раздаёт интервью и показывает знаменитое стекло, на котором Амели писала меню «зеркальными» буквами.
А напротив «Двух мельниц» есть булочная, где торгуют специальными батонами «Амели»…
Единственной «каплей дёгтя» стала статья одного критика, который не только назвал «Амели» фильмом «для лоснящихся эстетов», но и обвинил режиссёра в… фашизме — только из-за того, что в картине не было ни одного араба или гомосексуалиста.
Но один идиот погоды не сделал. «Амели» собрал 4 премии «Сезар», 2 премии Британской киноакадемии и имел 5 номинаций на «Оскар».
Жан-Пьер Жёне:
«Я был честен в этой картине. Мне повезло как никому: я сделал фильм для себя и прославился на весь мир».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.
Автор: Сергей Курий
См. также:
- Другие части цикла «История фильмов Жана-Пьера Жёне»:
1) «Деликатесы» (1991)
2) «Город потерянных детей» (1995)
3) «Чужой: Воскрешение» (1997)