Найти тему
23K подписчиков

История фильмов Жана-Пьера Жёне - 4: «Амели» (2001)

793 прочитали
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку. Однако неуёмная фантазия режиссёра привела к тому, что у «маленького» фильма вышла очень большая смета. Поэтому найти продюсеров получилось далеко не сразу. Да и сам Жёне понимал, что с таким необычным фильмом он сильно рискует провалиться (как это уже было с «Городом потерянных детей»)…

Однако на этот раз судьба, критики и зрители повернулись к режиссёру лицом. Более того — фильм «Амели» стал самым коммерчески успешным фильмом Франции за последний десяток лет…

Жан-Пьер Жёне:
«В этот раз я хотел сделать более эмоциональный фильм, современную историю, потому что так легче отождествлять себя с героями. «Город потерянных детей» — это сказка, и я не хотел опять снимать сказку. В «Амели» могло произойти всё что угодно. Я не желал ограничивать воображение и фантазию, но я хотел больше чувств».
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-2

Сюжет фильма сложился из множества забавных историй и наблюдений, которые Жёне долго собирал.

Жан-Пьер Жёне:
«Я думаю, что у меня что-то вроде дара – замечать маленькие сюжетики, анекдотики. Я их запоминаю, заношу в свой компьютер. «Амели» появилась именно из этой привычки – туда пошли истории, собранные за двадцать-тридцать лет!».
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-3

Хотя главным персонажем фильма стала весьма странная девушка, режиссёр признавался, что Амели — это во многом он сам. Многие истории были перенесены в фильм из реальной жизни Жёне. Например, пристрастия и антипатии (которые режиссёр равномерно распределил между несколькими персонажами), побег красной рыбки из аквариума, женщина-ипохондрик, торгующая сигаретами.

Что касается истории про «путешествующего» садового гнома, то её происхождение приписывают одному австралийцу. Он действительно похитил статую у своего соседа и отправился с ней в путешествие. А сосед долгое время впадал в ступор от присылаемых фото, где гном-беглец был запечатлён то на фоне Эйфелевой башни, то в районе Трафальгарской площади.

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-4

Коллекция снимков из фотоавтомата тоже существовала в реальности. Похожий альбом был у знакомого Жёне — писателя и сценариста Мишеля Фолько. Правда, для фильма пришлось собрать свою коллекцию фото, иначе бы пришлось получать разрешение у каждого сфотографированного. В итоге Жёне организовал, якобы, кинопробы. Пришедших просили зайти в фотоавтомат, ошарашивали вопросом вроде «А у вас не было проблем с сердцем?» и в этот момент снимали…

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-5

Имя главной героини фильма тоже не было случайным. Жёне не раз рассказывал, что в процессе создания сценария, постоянно думал об актрисе Эмили Уотсон, которая особенно понравилась в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны». Собственно, имя «Амели» — это и есть «Эмили» на французский манер.

Эмили Уотсон в к-ф «Рассекая волны» (1996).
Эмили Уотсон в к-ф «Рассекая волны» (1996).

Сама актриса не раз говорила, что не прочь сняться у Жёне, однако была одна существенная проблема — Уотсон не говорила по-французски. Ради Эмили режиссёр готов был поменять сценарий и сделать героиню англичанкой. Однако, и тут не срослось. Однажды актриса позвонила Жёне и сказала: «Прости, Жан-Пьер. Я не могу сниматься в твоём фильме, так как по личным мотивам не хочу покидать Лондон в течении 5 месяцев».

Заменить актрису, под которую создавался сценарий, было очень непросто. И вот здесь выручил случай — Жёне увидел на афише салона красоты «Венера» очаровательную девушку с распахнутыми чёрными глазами…
А ведь сегодня даже трудно представить, что Амели мог сыграть кто-либо другой кроме Одри Тоту — настолько органично молодая актриса вписалась в эту роль!

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-7

Не сразу родилось и окончательное название фильма. Поначалу Жёне планировал назвать его «Амели с площади Аббатисс», но затем логично решил, что эту площадь мало кто знает за пределами Парижа. Однажды, листая каталог старых фильмов, режиссёр увидел название «Сказочная судьба Дезире Клари», и оно его зацепило. Отныне оригинальным названием фильма стало «Сказочная судьба Амели Пулен» («Le Fabuleux Destin d’Amelie Poulain»), хотя в нашем прокате он шёл, как «Амели с Монмартра» или просто «Амели».

Для написания сценария был привлечён Гийом Лоран — в дальнейшем постоянный соавтор Жёне. А вот старого напарника — Марка Каро — режиссёр не позвал (хотя даже в «Чужом» Каро принимал эпизодическое участие в разработке персонажей и костюмов).

Жан-Пьер Жёне:
«Я хотел сделать личный фильм, этого же и хотел Марк Каро, и я уверен, что Марку не нравятся любовные истории, невозможно представить Марка с Амели».
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-8

Действительно, съёмки «Амели» стали переломным моментом в творчестве Жёне. Как мне кажется, в определённый момент режиссёр решил отказаться от той жутковатой и мрачноватой эстетики, которая до этого царила почти во всех проектах, сделанных совместно с Каро. Заметьте — именно после расставания с Каро Жёне стал выпускать исключительно жизнеутверждающие, светлые и человечные фильмы.

Другим новаторством «Амели» стало то, что Жёне, чуть ли, не впервые снимал не в студии, а с натуры. Да ещё и действие разворачивается не в фантастическом безвременье (привычном для предыдущих работ режиссёра), а в конкретном месте и времени (на это в фильме указывают новости о смерти принцессы Дианы). Впрочем, от своего фирменного стиля Жёне не отказался.

Жан-Пьер Жёне:
«Я люблю те атрибуты, которые сопутствуют моим фильмам: тёплые цвета, мультипликационность, юмор, детская наивность».
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-9

Кроме того Жёне всегда относил себя к художникам «не фиксирующим, а преобразующим реальность». Вот и в «Амели» он захотел снять не реальный Париж, а «Париж своей мечты».

Жан-Пьер Жёне:
«Я снимал во многих местах сам, разыскивая их и это было испытание — сделать Париж таким, как в конечном варианте, Париж о котором я мечтал, я много для этого сделал. Мы изменяли всё. Мы меняли плакаты на стенах и в метро, и мы меняли небо с помощью компьютера, когда оно было пасмурным. Пришлось много поработать, чтобы сделать Париж таким, каким он был при монтаже!».
После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-10

Как всегда, фильм был полон невероятно красивых сцен, ракурсов и спецэффектов. Например, гениальная и трогательная сцена со слепым стариком, которому Амели устраивает настолько подробную «экскурсию», что мир снова обретает для слепца краски. Интересно, что большинство спецэффектов были использованы с таким вкусом и изяществом, что многие зрители их даже не замечали.

Всё это было подкреплено блестящим актёрским составом (к слову, главную мужскую роль сыграл коллега Жёне — другой режиссёр Матье Кассовиц) и трогательным сюжетом. Это история странной мечтательной девушки, которая с одной стороны — замкнута в мире своих фантазий, а с другой — пытается всеми силами реализовать их в реальном мире, вовлекая в свою игру посторонних людей и даже исподтишка манипулируя ими. Или можно сказать ещё проще — это история об одиноком человеке, который хочет любви и понимания, но одновременно сам этого боится.

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-11

При просмотре «Амели» переживаешь настоящую гамму эмоций — глаз восхищает картинка, ум наслаждается изобретательными извивами сюжета, а сердце трогает теплота и наивность (в лучшем смысле этого слова). Помню, как, посмотрев фильм, я в сердцах воскликнул: «Ну, можно же снимать фильмы стильно, умно и, при этом, без арт-хаусной скуки и мерзости!».

Интересно, что, когда «Амели» была снята, Жёне решил вспомнить о «голливудском опыте» и устроить тестовый предпросмотр, чтобы выявить места, трудные для восприятия. Так выяснилось, что зрители не поняли, что ключ, найденный Амели — это ключ от квартиры лавочника. Чтобы «помочь» зрителю, создатели сделали акцент, «высветив» ключ в кармане героини.

В 2001 году с огромной опаской и волнением Жёне выпустил фильм в прокат. И что тут началось! Даже въедливые кинокритики, чуть ли, не в один голос стали расхваливать «Амели». Ещё более неожиданной стала реакция простых зрителей. Уже за первую неделю фильм собрал столько же людей, сколько дебютная работа Жёне — «Деликатесы» — за весь прокат.
Одри Тоту в мгновение ока стала знаменитой. Как и Ян Тьерсен, написавший к «Амели» замечательную музыку (подробнее об этом саундтреке я уже писал
здесь).

Парижские гиды стали водить туристов по «местам Амели». Особенно прославилось кафе «Две мельницы», где героиня фильма работала официанткой.

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-12

Во время съёмок хозяин кафе даже подумывал его продать. Теперь он об этом и не помышляет — теперь он раздаёт интервью и показывает знаменитое стекло, на котором Амели писала меню «зеркальными» буквами.

После «голливудской авантюры» с четвёртой частью «Чужого» Жану-Пьеру Жёне захотелось вновь окунуться в родную стихию и снять «маленький, очень личный, фильм», задуманный ещё до поездки в Америку.-13

А напротив «Двух мельниц» есть булочная, где торгуют специальными батонами «Амели»…

Единственной «каплей дёгтя» стала статья одного критика, который не только назвал «Амели» фильмом «для лоснящихся эстетов», но и обвинил режиссёра в… фашизме — только из-за того, что в картине не было ни одного араба или гомосексуалиста.

Но один идиот погоды не сделал. «Амели» собрал 4 премии «Сезар», 2 премии Британской киноакадемии и имел 5 номинаций на «Оскар».

Жан-Пьер Жёне:
«Я был честен в этой картине. Мне повезло как никому: я сделал фильм для себя и прославился на весь мир».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

См. также: