Найти в Дзене

Биография: Хэнк Мобли

Хэнк Мобли
Хэнк Мобли

Один из самых известных исполнителей хард-бопа на лейбле Blue Note, тенор-саксофонист Хэнк Мобли остается несколько недооцененным за свой прямолинейный, свингующий стиль. Любая характеристика Мобли неизменно начинается с утверждения критика Леонарда Фезера о том, что он был "чемпионом тенор-саксофона в среднем весе", то есть его тон не был агрессивным и густым, как у Джона Колтрейна или Сонни Роллинза, но и не был мягким и холодным, как у Стэна Гетца или Лестера Янга. Вместо этого, промежуточный, "круглый" (как он его описывал) звук Мобли был контролируемым и ровным, отданным скорее тонкости, чем интенсивным проявлениям эмоций. Даже если ему не хватало гальванизирующих, меркантильных качеств великих теноров-новаторов эпохи, Мобли оставался неизменно солидным на протяжении большей части своей карьеры. Его сольные партии изобиловали сложными ритмическими рисунками, которые исполнялись с безупречной точностью, да и в гармоническом плане он был не промах. Будучи одним из членов группы "Jazz Messengers" Хораса Сильвера, Мобли помог открыть движение хард-боп: джаз, в котором сочетались изысканность и душевность, сложность и приземленный свинг, а свободная структура позволяла проводить длительные импровизации. Как сольный исполнитель, он начал записываться для Blue Note во второй половине 50-х годов и достиг своего пика в первой половине 60-х годов с такими краеугольными альбомами хард-бопа, как Soul Station, No Room for Squares и A Caddy for Daddy.

Hank Mobley - Soul Station
Hank Mobley - Soul Station

Генри "Хэнк" Мобли родился 7 июля 1930 года в Истмане, штат Джорджия, а вырос в основном в Элизабет, штат Нью-Джерси. Несколько членов семьи играли на фортепиано и/или церковном органе, а сам Мобли учился игре на фортепиано в детстве. В 16 лет он перешел на саксофон, первоначально ориентируясь в своем стиле на таких музыкантов, как Лестер Янг, Чарли Паркер, Декстер Гордон, Дон Бьяс и Сонни Ститт. Вскоре он начал профессионально играть в этом районе и завоевал достаточно хорошую репутацию, чтобы трубач Клиффорд Браун рекомендовал его на работу, не слышав его игры. Это была работа в R&B-группе Пола Гейтена,
к которой он присоединился в 1949 году, выступая в качестве композитора. Он ушел в 1951 году и присоединился к хаус-бэнду в ночном клубе Нью-Йорка, где играл с пианистом Уолтером Дэвисом-младшим и поддерживал некоторых ведущих джазовых звезд эпохи. Это привело к работе с Максом Роучем, который нанял и Мобли, и Дэвиса после выступления с ними; они записались вместе в начале 1953 года, на одной из самых ранних сессий, где Роуч выступал в качестве лидера. Тем временем Мобли продолжал гастролировать по своему району, играя с такими музыкантами, как Милт Джексон, Тэдд Дамерон, Джей Джей Джонсон и другими; в 1953 году он также две недели играл в оркестре Дюка Эллингтона.

Мобли провел большую часть 1954 года, выступая и записываясь с Диззи Гиллеспи. В сентябре он ушел, чтобы присоединиться к группе пианиста Хораса Сильвера, которая превратилась в квинтет под руководством Арта Блэйки и получила название Jazz Messengers. Их новаторский первый альбом для Blue Note, Horace Silver and the Jazz Messengers 1955 года, стал вехой в зарождении хард-бопа, с его сложными соло и яркими, почти фанковыми ритмами. В 1955 году Мобли провел свою первую сессию для Blue Note под названием The Hank Mobley Quartet, а в 1956 году записывался для Savoy и Prestige. В середине того же года первоначальный состав Jazz Messengers распался, Блейки сохранил название, а Сильвер создал новую группу. Мобли оставался с Сильвером до 1957 года, к этому времени он начал активно записываться в качестве лидера для Blue Note, записав за следующие 16 месяцев восемь альбомов. Некоторые из его лучших работ, такие как Hank Mobley and His All Stars и The Hank Mobley Quintet, были записаны с участием старых товарищей по Messengers. Не все его записи были выпущены в то время, но некоторые начали появляться в виде импортных переизданий в 80-х годах. Часто сочиняя свой собственный материал, Мобли начал по-настоящему раскрываться с альбома 1958 года "Peckin' Time", когда обострившаяся проблема с наркотиками привела к аресту, который на год выбил его из колеи.

Horace Silver and the Jazz Messengers Horace Silver
Horace Silver and the Jazz Messengers Horace Silver

Вернувшись в музыку в 1959 году, Мобли сориентировался, присоединившись на короткий период к группе Арта Блейки Jazz Messengers. Его возвращением в качестве лидера стала классическая сессия 1960 года "Soul Station", почти всеми признанная его величайшей записью. В 1960-1961 годах Мобли записал еще два высококачественных хард-боповых альбома, Roll Call и Workout, а также несколько других сессий, которые в то время не издавались. В 1961 году Мобли сделал, казалось, большой прорыв, когда его наняли заменить Джона Колтрейна в квинтете Майлза Дэвиса. К сожалению, это сотрудничество было бурным; Мобли подвергся жесткой критике со стороны лидера группы и в итоге ушел в 1962 году. Он вернулся к сольным записям в 1963 году с альбомом No Room for Squares, который часто называют одной из лучших его работ, но проблемы с наркотиками и законом снова вывели его из строя в 1964 году. После возвращения Мобли был полон энергии и сосредоточен, он много записывался в 1965 году, демонстрируя несколько более жесткий тон и умение играть сложные оригиналы с модальным вкусом, которые бросали вызов его помощникам. В то же время Диппин' обнаружил, что в его творчество начинает проникать более фанковый соул-джазовый звук, подход, который достиг своего апогея на заразительной "A Caddy for Daddy" в конце того же года.

Hank Mobley - Roll Call
Hank Mobley - Roll Call

Мобли стабильно записывался для Blue Note на протяжении 60-х годов, предлагая небольшие вариации своего подхода, и продолжал появляться в качестве второго плана на большом количестве других релизов лейбла (особенно часто сотрудничая с Ли Морганом). На альбоме A Slice of the Top 1966 года Мобли выступил в качестве фронтмена чуть более многочисленной группы, аранжированной Дюком Пирсоном, однако этот альбом оставался неизданным до 1979 года. После записи прямолинейного альбома Third Season в 1967 году Мобли отправился в короткое турне по Европе, где выступал со Слайдом Хэмптоном. Вернувшись в США, он записал в том же году прямолинейные Far Away Lands и Hi Voltage и попробовал свои силы в коммерчески ориентированном джаз-фанке на альбоме 1968 года Reach Out. После этого он последовал совету Хэмптона и вернулся в Европу, где и остался на следующие два года. Альбом 1969 года "The Flip" был записан в Париже, а Мобли вернулся в Штаты, чтобы в 1970 году провести свою последнюю сессию для Blue Note, "Thinking of Home" (альбом был выпущен лишь десять лет спустя). Впоследствии он руководил группой с пианистом Седаром Уолтоном, которая в 1972 году записала превосходный альбом Breakthrough.

Hank Mobley - A Slice of the Top
Hank Mobley - A Slice of the Top

К сожалению, этот альбом стал последней крупной работой Мобли. Проблемы со здоровьем вынудили его уйти на пенсию в 1975 году, когда он поселился в Филадельфии. Он едва мог играть на своем рожке, опасаясь разрыва легкого; к началу 80-х годов он был практически инвалидом. В 1986 году он собрался с силами, чтобы поработать на ограниченной основе с Дюком Джорданом; однако вскоре, 30 мая 1986 года, он умер от пневмонии. Во время расцвета Мобли большинство критиков склонны были сравнивать его с Сонни Роллинзом или отвергать его за то, что он не был новатором, каким был Колтрейн. Однако в годы, последовавшие за смертью Мобли, хард-боп на Blue Note получил положительную переоценку; вместе с ней пришло новое понимание высокоразвитых талантов Мобли как композитора и солиста, вместо того чтобы сосредоточиться на его недостатках.

-6

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!