Найти тему
Книжная дама

Чему нас учит "кот учёный"?

Ох, чуть не забыла! Ведь первый день весны, 1 марта, – это не просто начало любимого многими времени года, это еще и Международный день кошек! Вы, к примеру, знаете, что существует фелинотерапия- метод лечения…кошками? Причём это очень даже перспективная и, очевидно, эффективная процедура. Во всяком случае, людей, предлагающих подобные услуги, много.

Однако если у вас аллергия на милейших пушистиков, предлагаю повзаимодействовать виртуально – с помощью воображения, причём не с каким-то дворовым Васькой, а с очень даже умнейшим и образованнейшим котом Мурром.

Иллюстрация Екатерины Комраковой
Иллюстрация Екатерины Комраковой

Когда упоминают фамилию немецкого писателя-романтика Эрнеста Теодора Гофмана, то обычно приходит на ум бессмертный «Щелкунчик» (хвала и П.Я. Чайковскому, добавившему в этот сюжет красок своей гениальной музыкой) или «Крошка Цахес» (это вспоминают обычно филологи, замученные преподавателями зарубежки). А вот «Житейские воззрения кота Мурра» назовут лишь истинные любители литературы, хотя многие по праву считают именно это произведение вершиной мастерства Э. Гофмана.

Сейчас повествованием от лица животного или какого-либо существа мало кого удивишь, а для первой половины 19 века роман стал своеобразным прорывом. Более того, композиция его до того странна, что многих это повергает по меньшей мере в недоумение и …заставляет бросать чтение. Дело в том, что в повествования от лица кота Мурра прерываются рассказами о некоем капельмейстере Иоганнасе Крейслере. Всё это выглядит как непреднамеренная порча романа по вине самого автора, то есть кота. Кот использовал для просушки страниц выдранные из первой попавшейся книги (а это было жизнеописание Крейслера) листы и таким образом перемежал свои записки историей жизни Иоганнаса. Этот музыкант жил при дворе князя Иринея и был наставником принцессы Гедвиги и её подруги Юлии. Конечно, там, где есть молодые люди и музыка, там есть и любовь, а потому в истории с Крейслером Гофман размахнулся не только во всю мощь своего романтического таланта, но и сентиментального.

Я, наверное, не романтик, ибо читать о похождениях Мурра мне было интересней: именно эти страницы ярко раскрывают сатирический замысел романа. А уже его возвышенные размышления о вещах, котам, казалось бы, неподвластных, и вовсе вызывали если не гомерический хохот, то весёлый смех точно. «Воспитание в традициях Руссо, наряду с тягой к письменному столу маэстро (настройщика Абрагама) и книгам на столе, привело к тому, что Мурр очень скоро выучился читать (сравнивая читаемое хозяином вслух со словами в книге), а затем и писать. Первыми литературными опытами Кота были дидактический роман «Мысль и чутье, или Кот и Пёс» (созданный не без влияния пуделя Понто), политический трактат «К вопросу о мышеловках» и трагедия «Кавдаллор — король крысиный».

-3

Во многом истории людей в несколько карикатурном виде отражены в поведении животных: лицемерие, отсутствие подлинной веры, неспособность хранить верность ни любви, ни собственным воззрениям. Наверное, если бы это было по-другому, то роман получился бы слишком морализаторским, а так – лёгкое нравоучение в романтическом стиле.

Роман обрывается совершенно неожиданно: мы не узнаем, что случилось дальше с Крейслером, Гедвигой, Юлией, так как почтенному коту Мурру (говорят, прообразом этого героя стал реальной котик – любимец Гофмана) пришло время покинуть этот бренный мир.

Но и здесь, кроме сожаления о незавершённости, вы не испытаете грусти, потому что автор, как ни странно, сказал всё, что хотел. А история жизни, изложенная от лица кота, стала расхожим сюжетом в мировой литературе.

А вы верите в мудрость и целительную силу котов?