Это сейчас заниматься китайской живописью может каждый, вне зависимости от пола. А ведь были времена, когда в Китае профессия художника считалась исключительно мужской. Но наступил XX век и с образованием КНР и у многих женщин появилась возможность проявить свои живописные таланты. Давайте в преддверие Международного женского дня вспомним известных китайских художниц.
------
Ли Цюцзюнь (Li Qiujun) (1899–1973) - художница, член Шанхайской академии китайской живописи и Национальной ассоциации изящных искусств. Однако ее биография -это история не только становления выдающегося таланта, но и самой романтичной любви двух выдающихся гениев-живописцев.
Ли Цюцзюнь родилась в 1899 г. в семье богатого бизнесмена. В доме было много старинных картин и книг, которые девочка с детства с упоением читала. В 1912 г. она окончила Шанхайскую среднюю школу для девочек Вубэнь. Вначале она изучала каллиграфию и живопись вместе со своим братом (не исключено, что учили-то именно брата, а вовсе не ее), а позже, когда стало понятно, что у девушки определенно талант к живописи, она училась у знаменитой в те годы китайской художницы Ву Шуцзюань.
Ну а романтическая история начиналась так... Однажды отец Ли Цюцзюнь купил на шанхайском рынке за 50 юаней старинную картину и похвастался дочери своим приобретением. Однако девушка, рассмотрев картину, стала уверять отца, что это подделка, но ее автор очень талантлив и определенно добьется больших успехов в будущем. Отец решил разыскать этого "старинного" мастера, видимо все же с добрыми намерениями, потому что вскоре они стали друзьями. А мастером оказался молодой и совсем еще незнаменитый ... Чжан Дацянь, который вместе с братом жил в Шанхае и зарабатывал продажей картин.
Часто бывая в доме Ли, Чжан Дацянь однажды заметил в гостиной большую картину с изображением лотоса. Согласно легенде мастер, будучи в полном недоумении, пробормотал: «Мир этой живописи действительно запредельный. Техника этой картины мужская, но мазок изысканный, художественный замысел утонченный и женский». Хозяин дома тут же поинтересовался у гостя - не хотел бы он встретиться с автором этой картины? Чжан Дацянь кивнул и добавил, что будет поклоняться этому мастеру как своему учителю. И тут в комнату вошла красивая молодая женщина - дочь хозяина дома Ли Цюцзюнь. Именно ее картиной так восторгался гость.
Это было неожиданно. Но Чжан Дацянь, наконец, пришел в себя, оттолкнув стул, подбежал к Ли Цюцзюнь, упал перед ней на колени, воскликнув: «Чжан Юань, младший из Шу, видел мастера." Чжан Юань - это было полное имя Чжана Дацяня. Так началась эта странная любовь...
Молодые люди были одного возраста, оба интересовались живописью и много времени проводили вместе за рисованием и беседами, и вскоре Чжан Дацянь искренне влюбился в девушку. Однако время для этих возвышенных чувств было весьма неподходящее - он был женат и даже имел наложницу, а значит, по традициям того времени мог предложить Ли Цюцзюнь лишь статус третьей жены. По легенде Чжан Дацянь преклонил колени перед Ли Цюцзюнь и сказал ей: "Третья сестра, независимо от отношений между мужчиной и женщиной, никто, кроме тебя, не станет самым близким человеком в моей жизни. Однако, если я возьму тебя в качестве моей наложницы, я унижу поколение талантливых женщин".
Ли Цюцзюнь тоже была умной женщиной и понимала, что, если бы она действительно вышла замуж за Чжан Дацяня, то, как третья жена в очереди, большую часть времени была бы обременена повседневными заботами, а не занималась живописью. И не известно, осталась бы после этого их любовь такой же искренне и чистой. Поэтому она приняла статус сестры, чтобы и дальше быть рядом с любимым, все ближе узнавать и лелеять друг друга через совместное творчество, совместную работу и общение. Ради любви к Чжану Дацяню она так никогда и не вышла замуж.
Чжан Дацянь пригласил Ли Цюцзюнь преподавать в Шанхайской академии изящных искусств, а она искренне и нежно заботилась о нем. Не считая сна в разных комнатах, они были почти неразлучны. Ученики называли ее "женой Мастера", и оба не протестовали.
Эти двое провели в Шанхае счастливую, но очень короткую жизнь, вплоть до 1949 г., когда они были вынуждены расстаться (Чжан Дацянь уехал из Китая, сперва в Индию, а затем в Европу, Бразилию и США).
В ранние годы Ли Цюцзюнь работала в технике гун-би, особенно ей удавались женские портреты, после встречи с Чжаном Дацянем она тоже начала писать пейзажи. Ее работы даже чем-то похожи по мазку и настроению, и хотя им не хватает дацяньского величия и глубины, в них больше женственности и изящества.
Смерть художницы в 1973 г. стала для Чжана Дацяня сильным потрясением. С тех пор он вдруг сильно постарел, и окружавшие его ученики часто слышали, как он говорил: "Третья сестра одна..."
Но на этом история не закончилась. В марте 2004 г. на аукционе была выставлена неизвестная картина Чжана Дацяня "Безграничный зеленый пейзаж", написанная мастером еще в 1945 г., во времена японского вторжения. Картина много лет хранилась у друга художника и мир увидел ее лишь спустя много лет. Какого же было удивление искусствоведов, когда на картине они обнаружили неизвестную ранее печать мастера (а в Кимтае принято украшать картины печатями с различными благопожелательными фразами или фразами из стихотворений. На ней были вырезаны иероглифы, означавшие "Поздняя осень".
Дело в том, что имя его возлюбленной - Цюцзюнь - с китайского переводится как "Владычица осени". Так мастер еще в 1945 г. сожалел, что они встретились слишком поздно.
©Игра туши 02.03.2023
Данная статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав и не может быть использована третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.
Подпишитесь на страницу ВКонтакте, канал в Телеграм. Там вы найдете расписание занятий, анонсы мастер-классов и подробную информацию о курсах обучения.
#Китай #живопись #Игратуши #inkgame #сеи #гохуа #китайскаяживопись #chinapaint #chinapainting #myinkgame #inkpainting #guohua #обучениерисованию #китайскаякультура #guóhuà #xěyì #LiQiujun #ZhāngDàqiān #ЧжанДацянь #историякитайскойживописи #художницы #женщиныКитая #китайскиехудожницы