«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А также в области балета, мы впереди планеты всей» /Юрий Визбор «Рассказ технолога Петухова»/
В петербургском «Манеже» (Исаакиевская пл., 1) открылась выставка «Первая позиция», посвященная 350-летию русского балета.
Отсчет ведется от 1672 года, когда при дворе царя Алексея Михайловича показали спектакль «Орфей и Эвридика».
Концептуально выставка устроена интересно —в стиле театральной постановки.
Акт 1 знакомит нас с основными вехами становления отечественной хореографии: «Императорский балет», «Русский дух», «Советский балет», «Современность».
Акт 2 посвящен вещам «техническим»: «Школа», «Анатомия Балета», «Костюмный цех», «Лаборатория Лебединого озера».
Дизайн разработан архитектурным бюро Агнии Стерлиговой.
Получив наушники, мы входим в затемненную анфиладу, как бы «закулисье» театра.
Аудиогид обязательная часть программы, но большой смысловой нагрузки он не несет. Гуляем под классическую музыку; изредка вступают голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркубанова с коротенькими рассказами забавных околобалетных историй.
В XVIII веке из праздничного увеселения балет превратился в важную часть культурной жизни или даже культурно-политической, учитывая воздействие некоторых этуалей на умы «сильных мира сего».
В этой части выставки собраны:
-эскизы костюмов, декораций, афиш, программок, выполненные выдающимися художниками Имперской России;
- портреты прекрасных прим, в том числе музы А. С. Пушкина Авдотьи Истоминой;
- скульптуры, некогда украшавшие фойе столичных театров;
- личные вещи выдающихся солисток. Например, пуанты Марии Тальони — родоначальницы балетной пачки и танца на пальцах. Ее отец Филиппо Тальони первым придумал обшить носочки мягких туфель плотной нитью;
- реконструкции утраченных сцен из популярных спектаклей;
С 1933 года этой сцены больше нет. Агриппина Яковлевна Ваганова отправила Зигфрида на охоту в одиночестве.
На мой взгляд, «Императорский балет» служит одной цели — объяснить феномен обожания балерин.
Второй зал — рассказ о мировом триумфе русского балета и работе непревзойденного импресарио Сергея Павловича Дягилева.
Гастроли «Русских сезонов» с успехом проходили в 1908-1921 гг.
Через искусство оперы и балета Дягилев рассказывал Европе и Америке о нашей национальной культуре, традициях, классических приемах, рождающемся авангарде. Примы Императорских театров блистали на лучших театральных подмостках. Музыку писали знаменитые композиторы. Признанные художники и модельеры считали честью участие в разработке эскизов декораций и костюмов.
Каждая постановка «Русских сезонов» становилась событием.
В 1908 году гастроли открыла опера «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в роли царя Бориса.
Художник Иван Билибин ездил в Архангельскую область покупать сарафаны, ткани с вышивками, кокошники. На петербургских барахолках искали старинные предметы обихода. Иначе, как можно было воссоздать дух эпохи?
На второй сезон Дягилев ставил балеты. Благодаря приглашению Матильды Кшесинской он получил на постановку большую государственную субсидию и возможность репетировать в Эрмитажном театре. Однако, вскоре импресарио и балерина поссорились. Антреприза лишилась поддержки.
Сергею Павловичу помогла парижская пианистка-мецинат мадам Мися Серт (Мария-София-Ольга-Зинаида Годебская).
В Париже показали 5 балетов: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» и «Сильфида».
Публика, пресса, критики восхищались Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Верой Фокиной, Идой Рубинштейн, Вацлавом Нижинским.
Над декорациями работали Лев Бакста, Николай Рерих, Александр Бенуа.
После «Клеопатры» в моду вошли платья в египетском стиле.
Через год, после премьеры балета «Жар-птица» молодой композитор Игорь Стравинский проснулся знаменитым.
А его же «Петрушка» стал хитом 1911 года.
Любовь ко всему русскому достигла апогея в 1914 году. В «Золотом петушке» Дягилев совместил оперу и балет. Авангардную постановку с «огненным» колоритом оформляла Наталья Сергеевна Гончарова.
В годы Первой мировой войны труппа гастролировала в Америке; не так успешно, как в Европе.
Воссоздание «Русских сезонов» началось в 1921 году при деятельном участии Коко Шанель.
Через 4 года взошла звезда Джорджа Баланчина. После смерти Дягилева 19 августа 1929 года антреприза прекратила существование. Баланчин уехал в Америку, где основал Школу американского балета.
Ярко-синие подиумы «Русского духа» сменяются минимализмом «Советского балета».
Новая эпоха требовала от искусства идеологической программы.
8 апреля 1931 года в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Болт» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Либретто написал директор Московского художественного театра, участник Гражданской войны Виктор Федорович Смирнов. Хореография — творчество известного балетмейстера Федора Васильевича Лопухова.
Первый спектакль оказался единственным. Общественность отреагировала немедленно и резко: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию… Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».
В 40-50-х годах прошлого века начался возврат к прежним классическим канонам с попытками приблизить их к социалистическим реалиям.
Большой театр делал упор на советский стиль — яркий, эффектный, динамичный. Кировский — склонялся к традициям Петипа.
Примы Марина Семенова, Нина Смирнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая очаровывали зрителей грацией и отточенной техникой.
Фото Плисецкой с Гагариным — символ высоких достижений науки и творчества в эпоху оттепели.
Артистам балета, нашим современникам отведено совсем мало места. Наверное это правильно, их история только пишется.
Первый акт спектакля закончен…
Экспонаты, собранные на 2-м этаже Манежа, приоткрывают дверь на «творческую кухню».
Здесь много таблиц, диаграмм, интерактивных экранов. Интересующиеся найдут ответы на сотни вопросов: «сколько хореографических училищ было в СССР?»; «кто из премьеров первым уехал выступать за границу?»; «любую ли девушку в пачке можно назвать балериной?»; «какие мышцы, с какой нагрузкой работают при исполнении па, поддержек, прыжков?» и прочее.
«Костюмный цех» — собрание фантастически красивых вещей.
Пачки, кстати, эволюционировали не сами по себе, а под давлением усложняющейся техники танца и меняющимися антропометрическими параметрами женских тел.
В многослойной воздушной юбке ниже колена и лифе, подчеркивающем узкую талию, впервые вышла на сцену Мария Тальони на премьере балета «Сильфида» (1832 г.). Костюм замечательно подходил для роли хрупкой феи и произвел большое впечатление на зрителей. Говорят, фасон платьица создал французский художник Эжен Луи Лами.
Пачки становились короче, пышнее, «сползали» до бедер, возвращались обратно на талию, превращались в «шопенки» и «блинчики», но именно в них живут легкие воздушные героини из потустороннего мира под названием «БАЛЕТ».
Выставка работает до 22 мая.
Спасибо за внимание.