Найти тему
__your__way__

Россия. Санкт-Петербург. Выставочный зал Манеж. Балет.

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А также в области балета, мы впереди планеты всей» /Юрий Визбор «Рассказ технолога Петухова»/

В петербургском «Манеже» (Исаакиевская пл., 1) открылась выставка «Первая позиция», посвященная 350-летию русского балета.

-2

Отсчет ведется от 1672 года, когда при дворе царя Алексея Михайловича показали спектакль «Орфей и Эвридика».

-3

Концептуально выставка устроена интересно —в стиле театральной постановки.

Акт 1 знакомит нас с основными вехами становления отечественной хореографии: «Императорский балет», «Русский дух», «Советский балет», «Современность».

Акт 2 посвящен вещам «техническим»: «Школа», «Анатомия Балета», «Костюмный цех», «Лаборатория Лебединого озера».

Дизайн разработан архитектурным бюро Агнии Стерлиговой.

Получив наушники, мы входим в затемненную анфиладу, как бы «закулисье» театра.

-4

Аудиогид обязательная часть программы, но большой смысловой нагрузки он не несет. Гуляем под классическую музыку; изредка вступают голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркубанова с коротенькими рассказами забавных околобалетных историй.

В XVIII веке из праздничного увеселения балет превратился в важную часть культурной жизни или даже культурно-политической, учитывая воздействие некоторых этуалей на умы «сильных мира сего».

-5

В этой части выставки собраны:

-эскизы костюмов, декораций, афиш, программок, выполненные выдающимися художниками Имперской России;

Е.П. Самокиш-Судковская. Эскиз программы балета «Прелестная жемчужина» в честь коронации Николая II. Москва. Большой театр. 1896 г
Е.П. Самокиш-Судковская. Эскиз программы балета «Прелестная жемчужина» в честь коронации Николая II. Москва. Большой театр. 1896 г

- портреты прекрасных прим, в том числе музы А. С. Пушкина Авдотьи Истоминой;

Неизвестный художник. А. И. Истомина в роли Флоры. Балет «Земфира и Флора» С-Пб. Большой Каменный театр. 1820 г.
Неизвестный художник. А. И. Истомина в роли Флоры. Балет «Земфира и Флора» С-Пб. Большой Каменный театр. 1820 г.

- скульптуры, некогда украшавшие фойе столичных театров;

-8

- личные вещи выдающихся солисток. Например, пуанты Марии Тальони — родоначальницы балетной пачки и танца на пальцах. Ее отец Филиппо Тальони первым придумал обшить носочки мягких туфель плотной нитью;

-9

- реконструкции утраченных сцен из популярных спектаклей;

2-я картина 1-го акта балета «Лебединое озеро». 1895 г. Мариинский театр (хореография М. Петипа и Л. Иванова).
2-я картина 1-го акта балета «Лебединое озеро». 1895 г. Мариинский театр (хореография М. Петипа и Л. Иванова).

С 1933 года этой сцены больше нет. Агриппина Яковлевна Ваганова отправила Зигфрида на охоту в одиночестве.

На мой взгляд, «Императорский балет» служит одной цели — объяснить феномен обожания балерин.

А.Г. Варнека.  Портрет Евгении Ивановны Нееловой. 1800 г.
А.Г. Варнека.  Портрет Евгении Ивановны Нееловой. 1800 г.

Второй зал — рассказ о мировом триумфе русского балета и работе непревзойденного импресарио Сергея Павловича Дягилева.

Гастроли «Русских сезонов» с успехом проходили в 1908-1921 гг.

-12

Через искусство оперы и балета Дягилев рассказывал Европе и Америке о нашей национальной культуре, традициях, классических приемах, рождающемся авангарде. Примы Императорских театров блистали на лучших театральных подмостках. Музыку писали знаменитые композиторы. Признанные художники и модельеры считали честью участие в разработке эскизов декораций и костюмов.

Каждая постановка «Русских сезонов» становилась событием.

-13

В 1908 году гастроли открыла опера «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в роли царя Бориса.

Художник Иван Билибин ездил в Архангельскую область покупать сарафаны, ткани с вышивками, кокошники. На петербургских барахолках искали старинные предметы обихода. Иначе, как можно было воссоздать дух эпохи?

-14

На второй сезон Дягилев ставил балеты. Благодаря приглашению Матильды Кшесинской он получил на постановку большую государственную субсидию и возможность репетировать в Эрмитажном театре. Однако, вскоре импресарио и балерина поссорились. Антреприза лишилась поддержки.

Сергею Павловичу помогла парижская пианистка-мецинат мадам Мися Серт (Мария-София-Ольга-Зинаида Годебская).

В Париже показали 5 балетов: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» и «Сильфида».

Публика, пресса, критики восхищались Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Верой Фокиной, Идой Рубинштейн, Вацлавом Нижинским.

Б.О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги В.Ф. Нижинского. 1910 г.
Б.О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги В.Ф. Нижинского. 1910 г.

Над декорациями работали Лев Бакста, Николай Рерих, Александр Бенуа.

После «Клеопатры» в моду вошли платья в египетском стиле.

Через год, после премьеры балета «Жар-птица» молодой композитор Игорь Стравинский проснулся знаменитым.

-16

А его же «Петрушка» стал хитом 1911 года.

Любовь ко всему русскому достигла апогея в 1914 году. В «Золотом петушке» Дягилев совместил оперу и балет. Авангардную постановку с «огненным» колоритом оформляла Наталья Сергеевна Гончарова.

В годы Первой мировой войны труппа гастролировала в Америке; не так успешно, как в Европе.

Воссоздание «Русских сезонов» началось в 1921 году при деятельном участии Коко Шанель.

Через 4 года взошла звезда Джорджа Баланчина. После смерти Дягилева 19 августа 1929 года антреприза прекратила существование. Баланчин уехал в Америку, где основал Школу американского балета.

-17

Ярко-синие подиумы «Русского духа» сменяются минимализмом «Советского балета».

-18

Новая эпоха требовала от искусства идеологической программы.

Н.А. Мусатов. «Семь смертных грехов» Эскиз костюмов. Балет «Смерч». 1927 г.
Н.А. Мусатов. «Семь смертных грехов» Эскиз костюмов. Балет «Смерч». 1927 г.

8 апреля 1931 года в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Болт» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Либретто написал директор Московского художественного театра, участник Гражданской войны Виктор Федорович Смирнов. Хореография — творчество известного балетмейстера Федора Васильевича Лопухова.

Первый спектакль оказался единственным. Общественность отреагировала немедленно и резко: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию… Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».

Т.Г. Бруни. Костюм «Американский флот». Балет «Болт». 1931 г.
Т.Г. Бруни. Костюм «Американский флот». Балет «Болт». 1931 г.

В 40-50-х годах прошлого века начался возврат к прежним классическим канонам с попытками приблизить их к социалистическим реалиям.

-21

Большой театр делал упор на советский стиль — яркий, эффектный, динамичный. Кировский — склонялся к традициям Петипа.

Примы Марина Семенова, Нина Смирнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая очаровывали зрителей грацией и отточенной техникой.

В.И. Мухина. Балерина Марина Семенова. 1941 г.
В.И. Мухина. Балерина Марина Семенова. 1941 г.

Фото Плисецкой с Гагариным — символ высоких достижений науки и творчества в эпоху оттепели.

-23

Артистам балета, нашим современникам отведено совсем мало места. Наверное это правильно, их история только пишется.

-24

Первый акт спектакля закончен…

-25

Экспонаты, собранные на 2-м этаже Манежа, приоткрывают дверь на «творческую кухню».

-26

Здесь много таблиц, диаграмм, интерактивных экранов. Интересующиеся найдут ответы на сотни вопросов: «сколько хореографических училищ было в СССР?»; «кто из премьеров первым уехал выступать за границу?»; «любую ли девушку в пачке можно назвать балериной?»; «какие мышцы, с какой нагрузкой работают при исполнении па, поддержек, прыжков?» и прочее.

-27

«Костюмный цех» — собрание фантастически красивых вещей.

-28

Пачки, кстати, эволюционировали не сами по себе, а под давлением усложняющейся техники танца и меняющимися антропометрическими параметрами женских тел.

-29

В многослойной воздушной юбке ниже колена и лифе, подчеркивающем узкую талию, впервые вышла на сцену Мария Тальони на премьере балета «Сильфида» (1832 г.). Костюм замечательно подходил для роли хрупкой феи и произвел большое впечатление на зрителей. Говорят, фасон платьица создал французский художник Эжен Луи Лами.

-30

Пачки становились короче, пышнее, «сползали» до бедер, возвращались обратно на талию, превращались в «шопенки» и «блинчики», но именно в них живут легкие воздушные героини из потустороннего мира под названием «БАЛЕТ».

-31

Выставка работает до 22 мая.

Спасибо за внимание.