Наконец-то добралась до книги, которую давно хотела прочитать: «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable) Насси́ма Николаса Тале́ба, американского эссеиста, писателя, статистика, бывшего трейдера и риск-менеджера ливанского происхождения. На каком-то этапе своей жизни он начал внимательно изучать влияние труднопредсказуемых, редких и порой незаметных событий на нашу жизнь и создал концепцию «Чёрного лебедя».
Термин «Чёрный лебедь» известен как латинское выражение «редкая птица на земле, подобная чёрному лебедю» (лат. rara avis in terris, nigroque simillima cygno) — старейшая известная цитата из древнеримского поэта-сатирика Ювенала. До 1697 года считалось, что лебеди бывают только белыми, однако голландская экспедиция, которую возглавлял Виллем де Вламинк, обнаружила в Западной Австралии популяцию чёрных лебедей.
С точки зрения Талеба, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это события типа «чёрный лебедь». Примеры таких событий: развитие и внедрение интернета, Первая мировая война, распад Советского Союза, мировой экономический кризис. Хотя метафора «чёрного лебедя» известна в философии очень давно, именно Талеб стал использовать её для обозначения редких и неожиданных событий со значительными последствиями. При этом «чёрные лебеди» могут быть не только негативными событиями, но и представлять собой непрогнозируемые «удачи».
Нассим Талеб считает, что роль «чёрных лебедей» возрастает с развитием взаимосвязей в мире:
Интернет и глобализация превратили мир в сложную систему, состоящую из запутанной паутины взаимоотношений и других тесно связанных между собой факторов. Эта сложность не только увеличивает вероятность появления «чёрных лебедей» — она затрудняет прогнозирование даже рядовых событий.
Читая книгу «Чёрный лебедь», я обнаружила у Талеба интересное понятие: «нелинейная удача». Чтение книги именно в этом месте совпало с моим походом на XXI чемпионат и первенство Москвы по современным спортивным танцам и спортивной хореографии «Сорок Сороков», который традиционно проходил в ДК МАИ. Вот тут-то мысль Талеба для меня и сработала.
Мы с моим педагогом и хореографом Еленой Мореной заранее подготовились к этому событию, особенно с учётом моего долгого отсутствия на мероприятиях ОРТО (Общероссийской танцевальной организации). Мы тщательно отобрали дисциплины, проанализировали мой репертуар и распределили танцы по этим самым дисциплинам. Скрупулёзно составляли костюмы, добросовестно репетировали, совершенствуя технику и артистизм. И вот 25 февраля 2023 года я отправилась на турнир.
Первый день соревнований я провела во втором зале, который представляет собой огромную спортивную площадку, где организаторы, как смогли, установили звук и свет. И то, и другое было ужасным. Свет резал глаза, а музыка звучала плохо и иногда вообще отваливалась во время выступлений. Я со своим больным левым глазом просто прошла через пытку. Получив хлёсткий удар светом по глазам в своём первом номере, дальше я просто забила на художественное впечатление, которое надо производить на судей, и смотрела в основном в пол.
Впечатление мы производили именно на судей, потому что зрителей практически не было. В зале сиротливо сидели мой муж Юрий со смартфоном, на который он меня записывал, а потому не мог даже аплодировать, и также буквально парочка родителей выступавших девчонок. Другие родители были за кулисами и помогали своим чадам подготовиться к выходу. Такое было впервые. Раньше в зале иногда было довольно много публики. А тут прямо совсем было грустно уходить с танцпола без аплодисментов или под какие-то жидкие хлопки. Но ничего поделать было нельзя: много зрителей за 700 рублей на человека на спортивные соревнования по любительским танцам не заманишь.
А теперь про мои выступления.
Первой в дисциплине «Народный танец» пошла моя «Донецкая цыганская полечка» под песню на украинском языке. Она огребла III место, несмотря на превосходную хореографию и хорошее исполнение. Украинский язык, который в нашей стране никто не запрещал и не отменял, тем не менее, оказался на этом празднике жизни неуместным. Судьи отдали предпочтение цыганскому и русскому танцам. Особое моё «везение» заключалось в том, что русский танец исполнялся с такой же косыночкой, как и в моей польке. Но взять в руки такие же маленькие красненькие косыночки имеет право каждый, тут уж ничего не поделаешь. Давайте, что ли, фотки посмотрим, раз удача повернулась ко мне задом…
Капризная нелинейность удачи продолжала удивлять. Я вышла танцевать своё «Северное сияние» с прекрасным бубном от шаманки Айны, но в какой-то момент что-то пошло не так. Я уже достаточно долго исполняю этот танец без сучка без задоринки, а тут как на грех! Но удача именно здесь почему-то повернулась ко мне лицом: у меня не оказалось соперников в дисциплине «Танцы народов мира», поэтому мне досталась золотая медаль. И это расстроило меня не меньше, чем бронза за полечку. Хотя будем считать, что один неидеальный фрагмент из всего танца — провинность небольшая.
Потом был сценический цыганский танец. Вызывая мою соперницу на площадку, судья-информатор спросила: «Как называется ваш номер?» И та ответила: «Кхэроро». Пока у меня отвисала челюсть, зазвучала именно моя композиция, с которой я танцую с прошлого года. И именно с ней я должна была идти на сцену следующим номером. Ну что ж, пока воронежский ансамбль «Чергэн» не поставил копирайт на свои песни, брать их и ставить под них танцы никому не возбраняется. Да и движения цыганского танца никто не патентовал, поэтому похожесть некоторых связок сыграла против меня, раз уж я оказалась второй в очереди на выступление. Не помогли ни постановка, ни костюм в «ромэновском» стиле, ни хорошее исполнение. Номер всё равно был воспринят как вторичный. Как гласит народная мудрость, «коль судьба — поднесут на подносе, не судьба — унесут из-под носа». Это как раз про меня. Итог — серебряная медаль в дисциплине. И как же этим двум постановкам посчастливилось встретиться именно в этот день и именно в такой последовательности? Поневоле поверишь в кармические связи...
В «Стилизацию цыганского танца» я отправилась со своим «Романсом», который из проходной постановки, доставшейся из прошлого, Елена Морена превратила в произведение искусства. Но это ему на площадке ДК МАИ никак не помогло: он получил «серебро», несмотря на безупречное исполнение. Судьи сочли его неформатом и, в общем-то, наверное, справедливо. От цыганского танца в нём нет практически ничего кроме одной диагональной проходки. Владение шалью не было признано атрибутом именно цыганской стилизации. Мы с Леной такого хода событий никак не предвидели, ведь я не раз получала за этот танец восторженные отзывы на цыганских мероприятиях и от зрителей, и от настоящих цыган. Как бы то ни было, я рада за свою более удачливую соперницу, прекрасного и очень сильного танцора. А на меня можно полюбоваться на этих фотографиях.
Кстати, на первой фотографии этой серии можно заметить какую-то невнятную кучу, которую некоторые остроумцы тут же окрестили «кладбищем гусей» — это была неудачная новация организаторов, которые решили вручать по одному такому гигантскому гусю на целый коллектив-победитель. Я потом не раз слышала в кулуарах, что это была скверная идея — лучше бы накупили много маленьких мягких гусят (да хоть поросят) и вручили их всем членам этих коллективов. И хранить удобнее, и все были бы довольны. Ну да ладно, поплыли лучше дальше по волнам моей удачи.
Заимев год назад в своём репертуаре стилизацию фламенко — великолепную элегическую постановку Наталии Прибытко и Елены Морены под названием «Прощай, любовь моя», — я, естественно, отправилась с ней на конкурс в дисциплине «Фламенко фьюжн». Понятно, что состязаться здесь с признанным мастером, у которого за плечами 15 лет серьёзных занятий фламенко, было делом заведомо обречённым, но я всё же пошла и, нисколько не ударив в грязь лицом, честно получила свою серебряную медаль. Наверное, моя удача помогла мне не выронить веер и не споткнуться о гуся, но я-таки думаю, что справилась сама, без неё.
Как видно из фотографий, нелепица в виде гусиного кладбища сопровождала все наши выступления, и ничего с эти поделать было нельзя.
Завершила я этот многотрудный день номером в дисциплине «Фьюжн», который ни в какую другую больше не влезал. Это была моя «Десесперада», которую я танцую теперь в одном-единственном образе: в аскетичном чёрном платье от Ольги Иваницкой и с изящным чёрным стулом. Единственные аксессуары в этом танце – пуссеты из чёрного тайского сапфира и прядка волос, выпущенная слева. Станцевала я неплохо, но и без вдохновения: повлияли неудачи в предыдущем отделении и скверный звук, ведь этот танец из-за обилия музыкальных и пластических нюансов требует хорошей акустики. Но взять её в этом зале было негде.
Начав с рассуждений об удаче, ими и закончу: планируй — не планируй, тренируйся — не тренируйся, надейся на неё — не надейся, она всё равно распорядится по-своему. И ты никогда не знаешь, чем обернётся в конце концов твоя сегодняшняя удача или неудача. Может быть, вся твоя жизнь завтра возьмёт и потечёт совсем в другом направлении. Это уж точно подтверждает весь опыт моей долгой жизни…