Нашумевшее задержание подростков из ЧВК «Редан» произвело огромный ажиотаж в СМИ и социальных сетях. Мессенджеры и порталы пестрят различными мнениями касательно сходки в одном из гомельских ТЦ, где 28 февраля было задержано 200 молодых людей в «униформе»: клетчатых штанах, свитерах с пауками и крашеными волосами. Кто-то возмущается, что «детей начали задерживать уже за клетчатые штаны», кто-то призывает родителей к тотальному контролю чад – где они находятся и с кем переписываются. Достаётся и организаторам, которые, манипулируя неустойчивой детской психикой, используют подростков для своей цели «раскачать этот мир». В то же время игнорируется главное: что побуждает детей поддаваться на противоправные призывы.
«ЧВК «Редан» - неформальная молодёжная группировка, прославившаяся в Интернете благодаря видеороликам со сценами массовых драк с представителями других субкультур и призывами к жестокости. Выросло движение из вполне безобидного увлечения аниме и мангой, в частности «Хантер х Хантер», где фигурирует преступная группировка «Геней редан». Согласитесь, аниме меньше всего ассоциируется с брутальностью, массовыми драками и культом физической силы. Следовательно, причина возросшего уровня жестокости вовсе не в субкультуре и даже не в тех, кто подростками пытается манипулировать. Предложение не появится без спроса. А если на подобное есть спрос, значит, есть и первопричина, его обусловившая.
Если обратиться к историческому контексту, то можно проследить общую закономерность появления в обществе организованной преступности. Так, временем зарождения и расцвета ОПГ в России можно считать середину 1980-х годов. Это время ассоциируется с гласностью – у людей появилась возможность открыто говорить о своих проблемах, а также узнавать о жизни других. Объявленная в 1985 году перестройка упразднила не только главенство КПСС, но и предыдущие идеалы. На фоне общей неопределённости, войны в Афганистане, падения уровня жизни единственным ориентиром становилось сравнение себя с другими, причём явно не в свою пользу. То, что успех имеет накопительный эффект и требует системности, начало восприниматься как издевательство: успеха хочется здесь и сейчас. «Молодым спортсменам со стадиона «Уралмаш» оказалось слишком тесно в привычном быте. Они хотели катать роскошных девчонок на крутых тачках, хотели иметь авторитет на районе и жить красивой жизнью, но увы: парням с городской окраины это не светило. Однако у тех спортсменов была крепкая дружба, атлетическая вера в силу и олимпийская воля к победе. Из родственников, соседей по двору и приятелей по спортзалам Григорий Цыганов собрал надёжную боевую команду… Григорий принёс заезженную видеокассету… Фильм – «Крёстный отец». Шедевр Копполы станет библией ОПГ «Уралмаш», корпоративными принципами и моральным кодексом», - пишет о зарождении преступных группировок в Екатеринбурге писатель Алексей Иванов в своей книге «Ёбург».
И здесь прослеживается явная параллель – «теснота», «ничего не светит», видеокассета… Ценности, транслируемые в культовом боевике, зацепили, поскольку отвечали актуальным потребностям молодёжи. Так и сейчас – «Геней редан» осталась бы без внимания, как и призывы в социальных сетях, если бы у подростков не было бы потребности самоутверждаться за счёт агрессии и повышать свой уровень жизни, свою ценность через противоправные действия.
И хотя многие психологи в качестве причин жестокости указывают видеоигры, социальные сети и «отражение психологии индивидуализма, навязанного нам в последние десятилетия», ряд исследований (1,2,3 в конце публикации) всё же показывает, что уровень жестокости напрямую коррелирует с уровнем жизни: чем он ниже, тем более агрессивные и безбашенные подростки.
Однако лично я добавила бы здесь, что причиной жестокости является не столько объективный уровень жизни в текущих реалиях, сколько смещение акцента с возможностей человека на его нереализованные потребности, на необходимость обладать атрибутами «высокого уровня жизни» здесь и сейчас, причём не прилагая для этого особых усилий. А это, в свою очередь, произрастает из искажённых представлений личности о себе, несоответствие этих представлений тому, что есть на самом деле. Так, с одной стороны подросткам транслируется идея, что ему всё можно и вокруг их потребностей вертится весь мир, с другой – эти претензии разбиваются о реальность, где для получения результата нужно время и приложение усилий. Здесь могут наслаиваться и вскользь оброненные фразы учителей и родителей: «да что ты о себе возомнил/а!», «да кому ты нужен», «а вот я в твои годы».
Подобные фразы являются отнюдь не стимулом для развития, а обесценивающим вердиктом, после которого у подростка возникает желание взять реванш более быстрым и не всегда конструктивным способом, зачастую сопряжённым с выплескиванием агрессии на более слабых.
В то же время именно гнев может стать двигателем успеха, если научиться его экологично выражать. И потому вместо того, чтобы призывать родителей к усилению контроля над детьми, введению физических наказаний (что усугубит ситуацию), важно перевести внимание как подростков, так и взрослых с внешней атрибутики на внутренние возможности. Обучать ставить цели, осознавать свои реальные потребности, отслеживать негативные мысли и визуализировать результат, а также выражать свой гнев без ущерба для окружающих.
Ваша Дарьюшка
Первоисточники:
1)Гриценко Татьяна Викторовна. "Социальные факторы, детерминирующие совершение преступлений с особой жестокостью, и их место в причинном комплексе преступности" Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, no. 2, 2016, pp. 217-222.
2)Haci Duru, Rustu Deryol, Taner Cam, Adherence to street code and violent victimization and delinquent offending of youth in Turkey: An analysis of mediation and moderation effects, European Journal of Criminology, 10.1177/14773708211006991, (147737082110069), (2021)
3)MARKOWITZ, F.E. and FELSON, R.B. (1998), SOCIAL-DEMOGRAPHIC ATTITUDES AND VIOLENCE. Criminology, 36: 117-138. https://doi.org/10.1111/j.1745-9125.1998.tb01242.x
«Слишком тесно в привычном быте»: психологические предпосылки возникновения ЧВК РЕДАН
2 марта 20232 мар 2023
8
5 мин