Найти в Дзене
Занудный балет

Не гоняйтесь за антиквариатом

Дабы немного отвлечься от темы нотаций, расскажу об одной оказии, которая случилась со мной не так давно. Те, кто следит за каналом продолжительное время, знает, что утверждение о том, что Пьерина Леньяни первой в мире начала крутить 32 фуэте, вызывает у меня сомнения (как мне кажется, вполне обоснованные). Но если не она, тогда кто? Периодические раскопки в этом направлении однажды вывели меня на балерину (опять же итальянскую) Марию Джури. Согласно свидетельству балерины Карлоты Замбелли, Джури делала много-много фуэте (сколько именно, не уточняется) до того, как ими удивила Петербургскую публику Леньяни (свидетельство Замбелли я встречал как минимум в 2-х источниках: ранних мемуарах Брониславы Нижинской и книге А. Геста "Божественная Вирджиния"). Наверное, это неудивительно, т.к. обе учились у выдающегося итальянского педагога Катарины Беретты, ученицы которой были знамениты исполнением всяких разных виртуозных технических штук. Леньяни, которая была младше Джури на 3 года, была дуб

Дабы немного отвлечься от темы нотаций, расскажу об одной оказии, которая случилась со мной не так давно.

Те, кто следит за каналом продолжительное время, знает, что утверждение о том, что Пьерина Леньяни первой в мире начала крутить 32 фуэте, вызывает у меня сомнения (как мне кажется, вполне обоснованные). Но если не она, тогда кто? Периодические раскопки в этом направлении однажды вывели меня на балерину (опять же итальянскую) Марию Джури. Согласно свидетельству балерины Карлоты Замбелли, Джури делала много-много фуэте (сколько именно, не уточняется) до того, как ими удивила Петербургскую публику Леньяни (свидетельство Замбелли я встречал как минимум в 2-х источниках: ранних мемуарах Брониславы Нижинской и книге А. Геста "Божественная Вирджиния").

Мария Джури
Мария Джури

Наверное, это неудивительно, т.к. обе учились у выдающегося итальянского педагога Катарины Беретты, ученицы которой были знамениты исполнением всяких разных виртуозных технических штук. Леньяни, которая была младше Джури на 3 года, была дублершей последней в Ла Скала в конце 1880-х годов. Если Джури действительно делала очень много фуэте, то, в свете своего старшинства она вполне могла крутить эти самые 32 штуки раньше (напомню, что сама Леньяни в своем английском интервью из апреля 1893 года обмолвилась о том, что немногие балерины могут делать 32 пируэта, как она; то есть, был кто-то еще, и, возможно, был раньше).

В интернете о Джури оказалось чуть больше, чем ничего, однако поиски вывели меня на факсимильную антикварную книгу Maria Giuri e la stampa dei due mondе 1887 года (можно перевести, как "Мария Джури и печать двух миров", хотя в итальянском языке слово stampa, помимо значения "печать", применительно к театральной/балетной теме еще и употребляется в смысле клаки, группы поддержки). Это был луч надежды: а может, что-то такое о Джури и ее фуэте есть там?

-2

На разных сайтах, в т.ч. на Амазоне, заказать книгу не удалось - продавцы отказывались оправлять ее в мое захолустье. После нескольких попыток ее приобрести я смирился с тем, что пока придется поумерить свой пыл, и хоть это и было сложно, но временно от идеи накопать что-нибудь сенсационное, переварачивающее представление о первой в истории исполнительнице многочисленных фуэте, пришлось отказаться.

Но вот не так давно я, уже в который раз с обреченностью, и скорее на автомате, набрал название книге в гугле. И каково было мое удивление, когда оказалось, что книга уже довольно давно (еще в 2009 году) переведена в электронный формат, и в этом электронном формате я ее и нашел в интернете. И вот, предвкушая сенсацию, отложив все дела, я жадно принялся за чтение. Но каково же было мое разочарование!

Поначалу все складывалось как нельзя более обнадеживающе: книга по большей части оказалась собранием отзывов прессы о Джури там, где она успела выступить к 1887 году. А это: Берлин, Милан, Варшава, Лондон, Болонья, Рим, Санкт-Петербург, и даже города США. Как раз то, что нужно! По-любому среди этих многочисленных отзывов найдутся те, в которых будут упоминания об этих фуэте!

Однако спустя уже первые 5-10 минут чтения у меня начало складываться стойкое ощущение, что меня дурят. Вот типичные отзывы из этой книги:

Щедрые аплодисменты увенчали успех прима-балерины синьорины Марии Джури, хорошей и симпатичной артистки.

Успех артистки был полным и заслуженным. Она обладает невероятной силой вкупе с грацией и легкостью... Движения рук и ног эстетически прекрасны.

Очень симпатичная синьорина Джури вчера добилась огромного успеха в балете "Коппелия". В мимической сцене 2-го акта ее засыпали аплодисментами...

Огромный успех, которого добилась прима-балерина ассолюта синьорина Джури на сцене великолепного театра Варшавы, и который засвидетельствовали все рецензенты...

В Варшаве мадмуазель Джури торжествовала в балет "Коппелия" Делиба.

Синьорина Джури и синьор Чеккетти должны быть удовлетворены вчерашним успехом. Публика потребовала повторить большое па-де-де посреди обильных аплодисментов.

Синьорина Джури, должно быть, любимая дочь Терпсихоры, элегантная, грациозная, со стальными пальцами и железными мускулами.

И т.д. и т.п.

И вот такими однотипными "отзывами" оказалась наштампована вся книга. Повсюду было одно и то же: аплодисменты, корзины с цветами, успешный успех, стальные пальцы и железные мускулы, "любимая дочь Терпсихоры", и т.д. и т.п.

Самое смешное, что набор "газет" оказался одним и тем же для всех городов, а итальянские корреспонденты (из газет Trovatore, Rivista melodrammatica и т.д.), должно быть, следовали за Джури всюду, штампуя одинаковые клишированные отзывы что о выступлениях где-нибудь в Варшаве в "Жизели", что в Лондоне в "Эксцельсиоре", что в Нью-Йорке в "Коппелии", и т.д.

Окончательно сомнения развеялись, когда дело дошло до Санкт-Петербурга. Дело в том, что известно, что Джури, приглашенная на сцену частного театра "Ливадия" (1885 год) импресарио Михаилом Лентовским чуть позже Вирджинии Цукки, получила по сравнению с последней более умеренную прессу. Ей, наверное, в этом смысле, чуть не повезло, ибо успех божественной Верджинии, выступавшей первой, был полным и безоговорочным. Подчеркивались как ее техника (хотя почему-то до сих пор бытует миф о том, что Цукки, дескать, была слабой в техническом отношении, но перекрывала это своим артистизмом), так и мимический талант, в то время как превосходная техничка Джури, оказавшаяся невзрачной актрисой, поблекла на ее фоне, и вскоре отбыла восвояси, в то время как Цукки с частной сцены попала в Мариинский театр.

Но у стандартного набора рецензентов (включая все те же итальянские "издания") и здесь все было точно также, как и в других городах: бурные овации, корзины с цветами, диадемы, успех, стальные пуанты, и т.д.

Но самое главное то, что во всех этих "отзывах" конкретного про технику не было воообще ничего. Только в одном (!) месте за всю книгу рецензент восхитился ее тройным пируэтом. Никакими фуэте там и не пахло...

Полезного, по сути, оказалось мало. Дана очень-очень краткая биография Джури, из которой мы даже не узнаем, в каком году она родилась (вообще, в 1865-м; умерла в 1912-м). Интересным может выглядеть тот факт, что Джури была звездой варшавского балета, где прославилась выступленями в знакомых российской публике тех времен балетах: "Жизель", "Катарина, дочь разбойника", "Коппелия".

Когда говорится о том, что "Жизель" исчезла в Европе, обычно имеется в виду сцена Парижской оперы (последнее представление - 1868 г.), т.е. то место, где балет был рожден. В других местах жизнь балета была более длинной. В той же Варшаве, если верить Адаму Хучке, "Жизель" держалась и в начале 20 века. Так, Энрико Чеккетти возобновил ее в 1903 году в соответствии с тем, как он знал балет по Петербургу. Джури же, судя по всему, танцевала в версии, поставленной в 1847 году Романом Турчиновичем по парижской версии Коралли. При этом утверждается, что Турчинович был ответственен за хорегорафию.

Также в книге есть небольшое интервью Джури, где она рассказывает в т.ч. о своем распорядке дня. В общем-то и все.

Итак, я прочитал книгу-фейк. Точнее, книгу-фантазию. Вроде бы она была написана каким-то безымянным поклонником. Судя по всему, страстным почитателем Джури. Возможно, человек был в нее влюблен. И вероятно, что таким образом (выдумывая "отзывы") он хотел ей понравиться, угодить. Но для чего дельцы из интернета продают вот такие "антиквариаты"? Хорошо, что судьба уберегла, и я хотя бы не потратил на это деньги.

Но самое обидное, что из рук уплыла единственная, по сути, зацепка, для человека, не обладающего доступом ко всяким там архивам. Кстати, интересно, а почему наводка Замбелли до сих пор не заставила светочей балетоведения заняться этим вопросом поплотнее и поискать нормальные, реальные отзывы о выступлениях Джури? Глядишь, там-то удалось бы найти и побольше информации, чем об одном тройном пируэте. А то и о 32-ух фуэте.

При этом внимания заслуживает и тот факт, что Вирджиния Цукки делала в балете "Тщетная предосторожность" 18 фуэте еще в 1886 году. 18 - это, конечно, далековато от 32-х, но при этом близко к 24-м, то есть тому количеству, в котором призналась сама Леньяни. На тот момент ей было 39 лет. Кто знает, сколько она могла делать будучи лет на 10-15 помоложе? Но это, конечно, тема для тех, кто обладает другими возможностями для поиска.

В общем, не гоняйтесь за женщинами антиквариатом. Можно в процессе потратить все эмоции, а результат окажется натуральным пшиком. Спасибо за внимание!