Дабы немного отвлечься от темы нотаций, расскажу об одной оказии, которая случилась со мной не так давно.
Те, кто следит за каналом продолжительное время, знает, что утверждение о том, что Пьерина Леньяни первой в мире начала крутить 32 фуэте, вызывает у меня сомнения (как мне кажется, вполне обоснованные). Но если не она, тогда кто? Периодические раскопки в этом направлении однажды вывели меня на балерину (опять же итальянскую) Марию Джури. Согласно свидетельству балерины Карлоты Замбелли, Джури делала много-много фуэте (сколько именно, не уточняется) до того, как ими удивила Петербургскую публику Леньяни (свидетельство Замбелли я встречал как минимум в 2-х источниках: ранних мемуарах Брониславы Нижинской и книге А. Геста "Божественная Вирджиния").
Наверное, это неудивительно, т.к. обе учились у выдающегося итальянского педагога Катарины Беретты, ученицы которой были знамениты исполнением всяких разных виртуозных технических штук. Леньяни, которая была младше Джури на 3 года, была дублершей последней в Ла Скала в конце 1880-х годов. Если Джури действительно делала очень много фуэте, то, в свете своего старшинства она вполне могла крутить эти самые 32 штуки раньше (напомню, что сама Леньяни в своем английском интервью из апреля 1893 года обмолвилась о том, что немногие балерины могут делать 32 пируэта, как она; то есть, был кто-то еще, и, возможно, был раньше).
В интернете о Джури оказалось чуть больше, чем ничего, однако поиски вывели меня на факсимильную антикварную книгу Maria Giuri e la stampa dei due mondе 1887 года (можно перевести, как "Мария Джури и печать двух миров", хотя в итальянском языке слово stampa, помимо значения "печать", применительно к театральной/балетной теме еще и употребляется в смысле клаки, группы поддержки). Это был луч надежды: а может, что-то такое о Джури и ее фуэте есть там?
На разных сайтах, в т.ч. на Амазоне, заказать книгу не удалось - продавцы отказывались оправлять ее в мое захолустье. После нескольких попыток ее приобрести я смирился с тем, что пока придется поумерить свой пыл, и хоть это и было сложно, но временно от идеи накопать что-нибудь сенсационное, переварачивающее представление о первой в истории исполнительнице многочисленных фуэте, пришлось отказаться.
Но вот не так давно я, уже в который раз с обреченностью, и скорее на автомате, набрал название книге в гугле. И каково было мое удивление, когда оказалось, что книга уже довольно давно (еще в 2009 году) переведена в электронный формат, и в этом электронном формате я ее и нашел в интернете. И вот, предвкушая сенсацию, отложив все дела, я жадно принялся за чтение. Но каково же было мое разочарование!
Поначалу все складывалось как нельзя более обнадеживающе: книга по большей части оказалась собранием отзывов прессы о Джури там, где она успела выступить к 1887 году. А это: Берлин, Милан, Варшава, Лондон, Болонья, Рим, Санкт-Петербург, и даже города США. Как раз то, что нужно! По-любому среди этих многочисленных отзывов найдутся те, в которых будут упоминания об этих фуэте!
Однако спустя уже первые 5-10 минут чтения у меня начало складываться стойкое ощущение, что меня дурят. Вот типичные отзывы из этой книги:
Щедрые аплодисменты увенчали успех прима-балерины синьорины Марии Джури, хорошей и симпатичной артистки.
Успех артистки был полным и заслуженным. Она обладает невероятной силой вкупе с грацией и легкостью... Движения рук и ног эстетически прекрасны.
Очень симпатичная синьорина Джури вчера добилась огромного успеха в балете "Коппелия". В мимической сцене 2-го акта ее засыпали аплодисментами...
Огромный успех, которого добилась прима-балерина ассолюта синьорина Джури на сцене великолепного театра Варшавы, и который засвидетельствовали все рецензенты...
В Варшаве мадмуазель Джури торжествовала в балет "Коппелия" Делиба.
Синьорина Джури и синьор Чеккетти должны быть удовлетворены вчерашним успехом. Публика потребовала повторить большое па-де-де посреди обильных аплодисментов.
Синьорина Джури, должно быть, любимая дочь Терпсихоры, элегантная, грациозная, со стальными пальцами и железными мускулами.
И т.д. и т.п.
И вот такими однотипными "отзывами" оказалась наштампована вся книга. Повсюду было одно и то же: аплодисменты, корзины с цветами, успешный успех, стальные пальцы и железные мускулы, "любимая дочь Терпсихоры", и т.д. и т.п.
Самое смешное, что набор "газет" оказался одним и тем же для всех городов, а итальянские корреспонденты (из газет Trovatore, Rivista melodrammatica и т.д.), должно быть, следовали за Джури всюду, штампуя одинаковые клишированные отзывы что о выступлениях где-нибудь в Варшаве в "Жизели", что в Лондоне в "Эксцельсиоре", что в Нью-Йорке в "Коппелии", и т.д.
Окончательно сомнения развеялись, когда дело дошло до Санкт-Петербурга. Дело в том, что известно, что Джури, приглашенная на сцену частного театра "Ливадия" (1885 год) импресарио Михаилом Лентовским чуть позже Вирджинии Цукки, получила по сравнению с последней более умеренную прессу. Ей, наверное, в этом смысле, чуть не повезло, ибо успех божественной Верджинии, выступавшей первой, был полным и безоговорочным. Подчеркивались как ее техника (хотя почему-то до сих пор бытует миф о том, что Цукки, дескать, была слабой в техническом отношении, но перекрывала это своим артистизмом), так и мимический талант, в то время как превосходная техничка Джури, оказавшаяся невзрачной актрисой, поблекла на ее фоне, и вскоре отбыла восвояси, в то время как Цукки с частной сцены попала в Мариинский театр.
Но у стандартного набора рецензентов (включая все те же итальянские "издания") и здесь все было точно также, как и в других городах: бурные овации, корзины с цветами, диадемы, успех, стальные пуанты, и т.д.
Но самое главное то, что во всех этих "отзывах" конкретного про технику не было воообще ничего. Только в одном (!) месте за всю книгу рецензент восхитился ее тройным пируэтом. Никакими фуэте там и не пахло...
Полезного, по сути, оказалось мало. Дана очень-очень краткая биография Джури, из которой мы даже не узнаем, в каком году она родилась (вообще, в 1865-м; умерла в 1912-м). Интересным может выглядеть тот факт, что Джури была звездой варшавского балета, где прославилась выступленями в знакомых российской публике тех времен балетах: "Жизель", "Катарина, дочь разбойника", "Коппелия".
Когда говорится о том, что "Жизель" исчезла в Европе, обычно имеется в виду сцена Парижской оперы (последнее представление - 1868 г.), т.е. то место, где балет был рожден. В других местах жизнь балета была более длинной. В той же Варшаве, если верить Адаму Хучке, "Жизель" держалась и в начале 20 века. Так, Энрико Чеккетти возобновил ее в 1903 году в соответствии с тем, как он знал балет по Петербургу. Джури же, судя по всему, танцевала в версии, поставленной в 1847 году Романом Турчиновичем по парижской версии Коралли. При этом утверждается, что Турчинович был ответственен за хорегорафию.
Также в книге есть небольшое интервью Джури, где она рассказывает в т.ч. о своем распорядке дня. В общем-то и все.
Итак, я прочитал книгу-фейк. Точнее, книгу-фантазию. Вроде бы она была написана каким-то безымянным поклонником. Судя по всему, страстным почитателем Джури. Возможно, человек был в нее влюблен. И вероятно, что таким образом (выдумывая "отзывы") он хотел ей понравиться, угодить. Но для чего дельцы из интернета продают вот такие "антиквариаты"? Хорошо, что судьба уберегла, и я хотя бы не потратил на это деньги.
Но самое обидное, что из рук уплыла единственная, по сути, зацепка, для человека, не обладающего доступом ко всяким там архивам. Кстати, интересно, а почему наводка Замбелли до сих пор не заставила светочей балетоведения заняться этим вопросом поплотнее и поискать нормальные, реальные отзывы о выступлениях Джури? Глядишь, там-то удалось бы найти и побольше информации, чем об одном тройном пируэте. А то и о 32-ух фуэте.
При этом внимания заслуживает и тот факт, что Вирджиния Цукки делала в балете "Тщетная предосторожность" 18 фуэте еще в 1886 году. 18 - это, конечно, далековато от 32-х, но при этом близко к 24-м, то есть тому количеству, в котором призналась сама Леньяни. На тот момент ей было 39 лет. Кто знает, сколько она могла делать будучи лет на 10-15 помоложе? Но это, конечно, тема для тех, кто обладает другими возможностями для поиска.
В общем, не гоняйтесь за женщинами антиквариатом. Можно в процессе потратить все эмоции, а результат окажется натуральным пшиком. Спасибо за внимание!