В 1932 году студия "Межрабпромфильм" получила согласие молодого американского актера Ллойда Паттерсона на съемки в злободневной картине "Черный и белый". Смотрели такой фильм?
Нет, конечно. Фильм так и не сняли, надежды амбициозного чернокожего юноши остались нереализованными. Но возвращаться в США он не захотел, тем более что ему предложили работу в интересном проекте на советском радио, а еще в СССР он встретил любовь всей своей жизни - театрального художника Веру Аралову. Вот, кстати её портрет кисти Хоуп Ганглофф:
У этой неординарной пары родились трое сыновей, старший из которых стал живым воплощением мечты отца. Джим Паттерсон снялся в фильме, посвященном в том числе и дискриминации людей по цвету кожи - "Цирк". Правда, мальчику на момент съемок не было и двух лет, но участие в съемках оставило в памяти яркий след.
Жизнь семьи Паттерсон-Араловых, каки многие другие судьбы, разрушила война. Глава семейства, Ллойд, погиб в 1941 году. Вера Аралова осталась вдовой с тремя малолетними детьми. Джим подходил по возрасту для поступления в Нахимовское училище, и его зачислили в курсанты. Благодаря этому мальчик был обеспечен едой, одеждой, жилищем. Да и морское дело пришлось ему по нраву.
В 1949 году именно он стал главным героем картины Николая Жукова "Шахматная задача", опубликованной в майском номере журнала "Пионер", а потом разошедшейся миллионными тиражами в виде художественной открытки:
В этом парнишке сложно узнать малыша, который сладко задремал на руках Любови Орловой в довоенном фильме. Но вот разглядеть в нем человека, увлеченного делом, стремящегося к порядку и дисциплине (обратите внимание на график на стене), мог каждый читатель. А сцена, которую выбрал художник в качестве сюжета, тоже символична - противостояние черного и белого в стране, где живёт Джим Паттерсон, существует только на шахматной доске.
В общем-то, все черты характера, которые читаются на этом портрете, действительно были присущи Джиму. После окончания нахимовского училища он поступил в высшее военно-морское училище и несколько лет своей жизни отдал службе на подводном флоте.
При этом с середины 50-х гг. Паттерсон открыл в себе поэтический талант, в 1964 году поступил в литературный институт им. М. Горького, в 1967 году стал членом Союза писателей. Произведения молодого литератора охотно печатали. Вот одно из них:
Я не помню себя, я не помню подробностей,
Я не помню избытка актерских способностей,
Но я помню, как что-то взволнованно пели
Две старушки у детской моей колыбели.
И склонились они надо мной, разнокожие,
В чем-то очень похожие и не похожие...
Одно из самых известных стихотворений Джима Паттерсона - посвящение Любови Орловой, которая относилась к нему с материнской заботой до конца своих дней:
Был я мал во время киносъемки,
Было лишь чуть больше года мне.
И засвечено немало пленки,
что поделать, по моей вине.
Сроки кинодублей протекали,
каждый непосильней во сто крат.
Знаю, ваши руки затекали,
но воздушный эпизод отснят.
Я бы вам своей игрой помог,
Будь тогда я хоть чуть-чуть постарше.
И согретый искренностью вашей,
Посвящаю вам волненье строк…
Ваше мастерство и человечность
Были совершенны без прикрас.
Потому и замерцала вечность
В глубине рассветных Ваших глаз!
В 1994 году Джим Паттерсон с матерью отправился в США помогать Вере Араловой в организации ее зарубежной выставки. Обратно в Россию вернулась только мать, но произошло это только через 7 лет. А через год, в 2001, Вера Аралова ушла из жизни, ей было 90 лет. Столько же исполнится летом 2023 года и её сыну, Джиму - тому самому, который улыбается с экрана в старом довоенном фильме и задумчиво переставляет шахматные фигуры на репродукции в журнале "Пионер".
Эта публикация содержит ответ на загадку 20-го тура еженедельной игры "Угадай, кто?"
Победителем стала наша подписчица Алекс Бир, поздравляем!