На заводе "Авиастар" в Ульяновске во время испытаний фюзеляжа самолета погиб сотрудник,
сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации.
Сообщается, что один погиб и пятеро пострадали.
Я много раз участвовал в проверке фюзеляжа на герметичность. Смысл этого испытания не в проверке на прочность, как ни странно! Хотя внутрь фюзеляжа и нагнетается воздух под давлением, это не может привести к его разрушению.
Смысл испытания – выявить места, где происходит повышенная утечка воздуха!
Герметичный салон самолета во время полета на высоте имеет повышенное давление относительно окружающего воздушного пространства: поднимается самолет на высоту – давление в салоне уменьшается (это ощущается через давление в ушах на взлете). Наоборот, снижается – давление повышается. Но всегда «наддув» салона постоянный и обеспечивается отбором воздуха от компрессора двигателя (так проще и надежнее).
Однако. Если в фюзеляже будет утечка выше допустимой (через щели, заклепки, стыки панелей и проч.), то обеспечить в салоне нужный перепад давления будет невозможно. И даже просто повышенная утечка в пределах нормы приведет к перерасходу топлива. Это плохо. Поэтому проверяют на земле, находят места утечек и специальными мерами устраняют или уменьшают эти утечки, добиваясь нужных параметров, которые заключаются в контроле времени, за которое давление падает.
При этом, во время набора давления до величины «опрессовки» испытатель находится в специальном защищенном месте (вагончике или помещении) – на случай, если произойдет резкая разгерметизация. Но не из-за разрушения фюзеляжа. А из-за того, что сорвет какую-нибудь … заглушку!
То есть технологические отверстия (например, люки и лючки, входные двери) закрывают временными технологическим заглушками. И вот с ними может произойти неприятность – их может сорвать, и они могу полететь… куда угодно по цеху. И если в момент опрессовки рабочий бродит рядом – не миновать беды. То есть по причине нарушения техники безопасности.
Но вот после опрессовки давление снижают до «нормы полета» и только после этого рабочий выходит из укрытия для поиска «утечек»: промазывает стыки и крепеж мыльной пеной (причем, только нейтральной по PH), в местах утечек будут пузырьки, и эти места отмечаются фломастером. Такая вот «детская забава».
При этом испытания проводятся в нерабочее время, то есть кроме испытателей (их может быть несколько – 2-3) никого в цехе быть не должно! Поэтому вопрос о «пяти пострадавших» - а они как там оказались?
Если какую-то заглушку сорвало – это тоже вопрос и к исполнителю, и к контролеру (который присутствует и все контролирует). При исполнении всех инструкций никаких ЧП произойти не может – такая технология отработана уже с начала 50-х годов прошлого века!
Наши самолеты - очень надежны и это обеспечивается мощной школой авиастроения! У нас умеют и проектировать, и рассчитывать, и строить. Только пренебрегать техникой безопасности на производстве нельзя ни при каких обстоятельствах.