В нормативных документах обычно указывают, что учитель должен уважать учеников, а ученики - учителя. В реальной жизни существует огромный диапазон мнений от того, что участники образовательного процесса должны друг друга обожать до противоположной версии, что между учеником и учителем должна стоять высокая массивная стена. В случае серьёзных поколенческих разниц и при правильном поведении педагога эта стена выстраивается автоматически. У молодых и неопытных учителей - ровно противоположная ситуация.
Прочитал новость о том, как коллегу из московской школы уволили за общение с ученицей. Прочитал комментарии. Ужаснулся. Люди, которые явно не в теме, с апломбом изливают собственное мнение, выдавая его за нечто среднее между вселенской истиной и откровением Иоанна Богослова.
Те, кто меня знает, в курсе, что я часто общаюсь со своими ученицами (и учениками тоже) на отвлечённые темы: с девочками это достаточно интересно уже лет с 11-12, а к 14 у них обычно имеется мировоззрение и определённый жизненный опыт, поэтому общение с ними становится невероятно интересным. Более того, ни для кого, работающего с детьми, не секрет, что в соответствующем возрасте девочки (мальчики реже) любят обнимать нравящихся им людей - а я зависим от тактильных ощущений, поэтому вовсе не шарахаюсь от обнимашек.
По логике матери из статьи и большинства комментаторов у меня были планы на интимную связь с как минимум десятком девочек-подростков в возрасте 12-14 лет. На самом деле - не было, разумеется. А интерес к общению - был и есть. У подростков бывает очень интересный взгляд на мир и многие события, и это интересно обсуждать.
Я вполне понимаю, что при этом общении сохраняется парадигма учитель-ученик, взрослый-ребёнок, поэтому именно взрослому учителю требуется контролировать эти отношения. В конфликте всегда будет виноват именно он, даже если неправ ученик - в остальном это общение имеет право на то, чтобы считаться нормальной дружбой. И не надо ничего выдумывать про какой-то там интимный подтекст - не буду утверждать, что его никогда и ни у кого нет, известно, что большинство даже дружеских отношений между мужчиной и женщиной замешаны на какой-то сексуальности - но всё-таки в большинстве случаев учителя с учениками общаются из другой идеи.
Мне даже кажется, что многие случаи, дошедшие до постели, изначально не планировались как "совращение", а просто информационная среда не допустила никаких других возможностей общаться. Может и не было там никакого влечения, но общаться хотелось - а пришлось переспать, потому что в дружбе между учителем и ученицей обществом отказано...
Нет, я прекрасно понимаю, что при том низком цензе, который позволяет стать учителем любому дураку с дипломом университета, в школах могут оказаться какие угодно извращенцы, вплоть до действительно педофилов (которые начнут интересоваться малолетними детьми) и "педофилов по закону" (тех, кто здоров, но не видит ничего плохого в близких отношениях с ученицами, у которых тело взрослой женщины, а мозги - той же девочки, которая ещё недавно в куклы играла) - но не надо, дорогое общество, всех учителей равнять по (очень хочется надеяться, что) небольшой группе.
И вот давно меня мучает проблема: кому верить? Причём не только в вот таких щекотливых вопросах, но и в случае, скажем, конфликта ученика с учителем: ученик считает, что учитель к нему придирается, несправедливо оценивает, плохо объясняет, а учитель считает, что ученик ничего не хочет делать и не выполняет требований - кому верить? Полно случаев, когда в подобном случае поверили подростку-бездельнику и уволили отличного учителя, ничуть не меньше и случаев, когда поверили неадекватному учителю и убили интерес к учёбе в талантливом ученике...
Школа - сложный социальный организм, в котором сплетаются интересы очень разных детей и столь же разных взрослых. Регламентировать все ситуации, которые могут произойти во время образовательного процесса, невозможно. Более того, каждая ситуация достаточно уникальна, поэтому в них нельзя разбираться по аналогии (наподобие "девятиклассница Маша несколько раз оговаривала учителей, поэтому нельзя верить ей, когда она говорит, что Иван Иванович к ней приставал"/"семиклассник Серёжа всё время добросовестно выполняет домашние задания, никогда не нарушает дисциплину, поэтому он никак не мог обозвать шестиклассницу Сонечку нехорошим словом").
Но так никто не делает. Все верны своим стереотипам. Кто считает детей лжецами, всегда верит на слово любым учителям, кто считает учителей неудачниками и извращенцами, всегда верит на слово школьникам. Как с этим бороться? Видимо никак, только полным закрытием школ. Но тогда и объектов для критики у обеих сторон станет меньше.