Найти в Дзене
Гаражбатя

Секретный Российский седан, в который вложили 18 млрд рублей, не пошел в серию. Путину не понравился такой проект

Еще с начала этого года я планомерно начал посещать автомобильные музеи нашей страны, сначала побывал в музее ГАЗ в Нижнем, а пару недель назад по случаю оказался в музее Гаража Особого Назначения на ВДНХ в Москве.

На самом деле экспозиция в каждом из музеев - уникальная возможность разглядеть, пускай и не пощупать, редкие, уникальные автомобили, о которых даже в интернете толком информации не найти.

Но, честно говоря, я даже подумать не мог, что в музее ГОНа попаду на выставку «Дизайн под грифом «секретно». Открыли ее не так давно, как недавно и рассекретили проект под названием «Маруся Кортеж».
Углубляться в рассказ о всех выставочных экземплярах я не буду, если интересно - то расскажу и покажу более подробно на канале в отдельной публикации.

В этот раз я расскажу о проекте правительственных автомобилей, информации о нем нет практически нигде, а подходя к макетам можно прочитать лишь краткую справку с сухим техническим описанием модели и более ничего.

На деле же тут есть много информации, о которой никто нигде не расскажет, уж тем более в стенах подобного музея.

Краткая справка к одному из макетов проекта Маруся Кортеж
Краткая справка к одному из макетов проекта Маруся Кортеж

Некоторые данные все-таки в интернете нарыть удалось вот краткая справка с официальной странички Музея ГОН:

  • проект «Маруся Кортеж» стартовал в 2012 году, предполагал создание принципиально нового правительственного автомобиля для высших лиц страны
  • планировалось создание целого семейства автомобилей на единой модульной платформе - лимузин, купе, микроавтобус, седан и кроссовер (оба последних как раз и представлены на выставке)
  • создавая макеты, разработчики делали проект с оглядкой на автомобили прошлого - ГАЗ-21, ГАЗ-М72, и определенные схожие с ними черты здесь есть.

Сейчас в музее представлены макеты автомобилей Marussia l2 (основной седан, на основе которого планировался правительственный лимузин) и Marussia FB (кроссовер):

Оба автомобиля всего лишь макеты, кроме колес в них нет ничего "настоящего", скорее всего, эти экземпляры толком не покатать на выставочной площадке.

Внешний вид, как всегда, на любителя, но когда-то за него проголосовал народ. Отдаленно напоминает "корейцев", спереди так вообще свежая "Крета".

Маруся Л2 - представительский седан F-класса
Маруся Л2 - представительский седан F-класса

На этом вся информация от официальных источников заканчивается.

О проекте никто ничего не "знает и не слышал", а если и знают, то никакой информацией не делятся, бумага о неразглашении подписана, а значит - молчок. Из интервью автомобильного конструктора Игоря Ермилина, работавшего в «Маруся Моторс»:
«..."Кортеж" — закрытый проект, и даже если бы я знал, то не смог бы говорить... Marussia была хорошей школой, разработки превращались в «металл» буквально за недели...Такой проект - машина для первого лица государства - не может быть не реализован. Мотор видел, машины видел, все достойно. Все реально.»

А потом все заглохло и лицом проекта "Кортеж" стал "Аурус", а не "Маруся".

Модель А проекта Аурус, имеет кучу следов эксплуатации и даже ржавчину
Модель А проекта Аурус, имеет кучу следов эксплуатации и даже ржавчину

Но давайте по порядку.

В 2013 году, согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года», заключается контракт по проекту «Кортеж» с компанией «Маруся Моторс» (та самая Маруся Николая Фоменко). Вместе с НАМИ они работают над созданием новой модульной платформы для автомобилей проекта.
Все права на создаваемое шасси и используемые в «Кортеже» оригинальные решения и агрегаты, по традиции, будут принадлежать государству.

Николай Фоменко со своим спорткаром
Николай Фоменко со своим спорткаром

План таков - под брендом «Маруся» Будет выпущено 2.5 тысячи седанов, 3.5 тыс. внедорожников и еще 1.5 тыс. микроавтобусов. Ценник на седан - 7.4 млн рублей, внедорожника - 4 млн рублей, а микроавтобуса около 2 млн рублей.
Эх, сейчас бы поставить в эти макеты мотор с ходовой и повесить эти цены начала 10-х, такие машины разобрали бы быстрее Москвича и "китайцев".

Задняя часть получилась спорной, в попытках сделать купеобразный облик, дизайнеры слишком сильно удлинили багажный отсек
Задняя часть получилась спорной, в попытках сделать купеобразный облик, дизайнеры слишком сильно удлинили багажный отсек

Самое главное, что в данный проект было "вбухано" 18.4 млрд рублей, где 6 миллиардов - это средства компаний, а еще 12.4 миллиарда взято из федерального бюджета.

При этом ГАЗ предлагал и свой проект с первоначальными инвестициями в 1.1 млрд рублей с планами выпускать автомобили для проекта «Кортеж» на иностранных шасси, в частности на платформе Mercedes Benz S 600 W221 Pullman Guard. Но такая идея пришлась не по душе, нам нужно свое собственное, не зря же Путин отказался от старых "Пульманов" с целью дать толчок собственным разработкам.

Но у ГАЗа с этим делом не срослось, хотя ему надежду "побаловаться" с бюджетом в этом проекте все же дали, обнадежив, что сборка представительских автомобилей может начаться на площадке компании в Нижнем Новгороде.

Бронированный Мерседес Путина, переданный в музей
Бронированный Мерседес Путина, переданный в музей

Что было дальше - 8 апреля 2014 Фоменко заявил о закрытии «Маруся Моторс». Причиной тому стали огромные финансовые проблемы, решить которые не помогли многомиллиардные вливания от государства для проекта "Кортеж". О причинах прекращения деятельности компании Фоменко можете почитать в интернете.

Идеи были крутыми, проекты классные, смелые и современные, «Маруся» создала немало образцов с вполне современной и стильной внешностью. Но вот все, что касается «Кортежа» осталось лишь в мечтах и в паре покоцанных и затертых макетов в музее ГОНа, а так же многочисленных изображений в интернете.

Одна из модей Маруси - минивен-кроссовер
Одна из модей Маруси - минивен-кроссовер

Конечно, можно только предполагать и выдвигать различные догадки, почему разработанный дизайн Маруси не имел продолжения, а машины под брендом "Аурус" вовсе не похожи на два заброшенных макета в музее.

Мне почему-то кажется, что своеобразный внешний вид сыграл лишь на бумаге, когда "заказчик" в лице государства представил данные машины "кому нужно" (скорее всего, Президенту), и от такого дизайна было принято отказаться. Думаю, что получилось тоже самое, что и с Горбачевским ЗИЛом, который стоит на выставке по соседству

ЗИЛ 4102 "Миша" и "Рая" - два представительских седана, сделанных для Михаила Горбачева и его жены Раисы, которые не понравились Генсеку ЦК КПСС
ЗИЛ 4102 "Миша" и "Рая" - два представительских седана, сделанных для Михаила Горбачева и его жены Раисы, которые не понравились Генсеку ЦК КПСС

К тому же, появились бы не самые нужные отсылки к потерпевшей крах "Марусе Моторс" - вопросов бы накопилось куда больше, чем ответов. В любом случае, тут можно долго гадать, правду нам никто не скажет.

Но потраченные в разработку отечественного представительского автомобиля 18.4 млрд рублей по факту превратились в 2 макета реальных размеров и в серию так и не пошли.

Сзади кроссовер от Маруси выглядит спорно, "горб" в задней части явно лишний
Сзади кроссовер от Маруси выглядит спорно, "горб" в задней части явно лишний

Само собой, разработка и создание действительно хорошего автомобиля - занятие очень дорогое. Но почему-то после вложенных 12,4 млрд рублей на создание единой модульной платформы и выбывания из игры «Маруси Моторс», пришлось вложить сверху 2 млрд на индустриализацию проекта, а потом получить инвестиции от компаний из ОАЭ еще в 10 млрд рублей уже на создание автомобилей.

Хочется верить, что не все бюджетные средства вместе с проектом «Маруся Кортеж» ушли "в никуда" вместе с разработками, уверен, что многое все же перекочевало в конечные варианты "Аурусов".

Шильдик Маруся
Шильдик Маруся

Однако памятник несостоявшемуся проекту теперь стоит в музее, и что-то мне подсказывает, что будущего эти макеты не увидят уже никогда. Выставка продлится до 16 апреля 2023 года, потом эти экспонаты уйдут туда, где хранились все это время. И никто уже не вспомнит, как народ голосовал вместе за дизайн, выбрав именно такой облик для отечественного авто представительского класса.

Как думаете, стоило бы "разморозить" данный проект для того, чтобы пустить в дело макеты и наработки, а затем начать производить данные автомобили серийно?

Какие у вас есть мысли на эту тему, оставляйте их в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.