Почему в первую субботу Великого поста мы отмечаем память древнеримского воина? Кем он был, и как помог древним христианам спастись от интриг императора Юлиана Отступника?
Феодор Тирон родился на территории современной Турции и был воином-новобранцем (От латинского «tiro», что значит «новобранец», «рекрут») в городе Амасии в Понтийской области Малой Азии.
Будучи убеждённым христианином отказался принести жертву идолам. Наверное, он был хорошим и искусным воином, поскольку начальник дал ему на размышление несколько дней, а не подверг наказанию сразу. Но Феодор был твёрд в своей вере и укреплял других христиан. Он даже поджег капище богини Кибелы, за что был брошен в темницу на голодную смерть. Здесь Феодору явился Господь утешил и укрепил его.
Ему вновь был дан шанс поступиться своей верой, но будущий святой отказался и был приговорён к новым мучениям и в итоге - к сожжению на костре.
Мощи великомученика, нетронутые огнём, погребла в родном городе Феодора Евхаитах благочестивая женщина Евсевия. Впоследствии они были перенесены в Константинопольский храм в его честь. Отсюда позднее мощи увезли в Венецию, и именно Феодор Тирон считался покровителем этого города, пока туда не перенесли мощи апостола Марка.
С 1555 г. большая часть мощей Феодора Тирона хранится в женском монастыре Ново Хопово в Сербии.
В России частицы мощей святого есть в Троице-Сергеевой Лавре в Москве и в Александро-Невской Лавре в Петербурге.
Так при чем же тут Великий пост?
Спустя 50 лет после кончины святого Феодора Тирона император Юлиан Отступник приказал градоначальнику Константинополя тайно окропить в первую седмицу поста все съестные припасы на рынке идоложертвенною кровью.
Святой Феодор, явившись во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем верным, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с мёдом - коливо.
Так великомученик Феодор спас христиан Константинополя от императорских козней. В память об этом в пятницу первой недели Великого поста на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого благословляется коливо и раздается верующим.
Иконография
Считается, что Феодор Тирон сразу после смерти явился в воинских доспехах художнику и попросил написать свой образ. Списки с этого несохранившегося образа прославились многочисленным чудесами и очень почитались среди христиан.
Почитание святого широко распространяется с конца IV века. На ранних иконах он представлен как мученик - в хитоне и гиматии. С IX – X веков появляются изображения Феодора Тирона в образе воина средних лет с темными короткими волосами и небольшой остроконечной бородой, одетым в воинские доспехи.
В храмовых росписях на иконах великомученик Феодор Тирон часто изображается в паре с Феодором Стратилатом - как покровители воинства. В XVI – XVII веках изображения Феодора Тирона входят в состав святых воинов в системе росписей многих храмов. Известны отдельные иконы Чуда святого Феодора Тирона о змие.
Память великомученика Феодора Тирона отмечается дважды: 2 марта (1 марта, если год високосный) и в субботу первой седмицы Великого Поста