Найти тему
С искусством по жизни

Поэт, композитор, Казанова, сифилитик и уборщик горшка. Эти факты о великих художниках вас удивят!

Оглавление
Что связывало Веласкеса и ночной горшок короля? Читайте до конца и все узнаете!
Что связывало Веласкеса и ночной горшок короля? Читайте до конца и все узнаете!

Неделю назад я написала статью с интересными фактами о пяти картинах, которые фигурировали в ТЕСТЕ Угадай автора по фрагменту:

Сегодня предлагаю рассмотреть вторую часть картин из теста и узнать кое-что интересное об их создателях ⬇️

Высмеял купеческий быт, написав картину и стихотворение

Павел Федотов, создавая "Сватовство майора", и подумать не мог, что его затянет жанр критического реализма. Будучи сыном военного, он планировал пойти по стопам отца, но увлёкся искусством. Павел Андреевич мечтал писать полотна с изображениями баталий, но все изменило знакомство с баснописцем Крыловым.

Отдых на походе. Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. Акварель П. А. Федотова, 1842 г.
Отдых на походе. Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. Акварель П. А. Федотова, 1842 г.

Увидев зарисовки отставного офицера, он предложил художнику развиваться в жанровой живописи.

Так появились картины "Свежий кавалер" и "Разборчивая невеста" (по басне Крылова). А Карл Брюллов, уже добившийся признания, подсказал Федотову идею "Сватовства майора".

Сватовство майора. 1848Холст, масло. 58,3 × 75,4 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Сватовство майора. 1848Холст, масло. 58,3 × 75,4 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Автор написал не только гениальное полотно, но и стихотворение-объяснение к нему, которое лично декламировал публике, вызывая у слушателей улыбку, а то и гомерический хохот. Текст длинный, можно ознакомится с ним здесь: "Рацея" Федотова (ссылка на Википедию).

Работа дошла до наших дней в двух версиях. В 1851 году мастер создал авторскую копию своего самого известного полотна:

Сватовство майораОколо 1851. Холст, масло. 56 x 76, Государственный Русский музей
Сватовство майораОколо 1851. Холст, масло. 56 x 76, Государственный Русский музей

Также Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. Но полотно так и не было написано.

Композитор, писавший картины

Василий Суриков - одна из самых ярких фигур искусства конца 19 века. Специализируясь на исторической живописи, он был мастером многофигурных композиций. За это близкие и дали ему прозвище "композитор".

Картина "Утро стрелецкой казни", впервые показанная на выставке Передвижников, была оценена публикой и признана шедевром.

Утро стрелецкой казни. 1881Холст, масло. 218 × 379 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Утро стрелецкой казни. 1881Холст, масло. 218 × 379 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На полотне запечатлено около 50 людей. Обычно такое многофигурье использовалось в батальном жанре, при этом досконально прописывались не все персонажи картины. А Суриков уделил одинаковое количество внимания всем изображённым на полотне - мы можем рассмотреть лицо каждого героя. Таким образом, художник превзошёл даже Карла Брюллова с "Последним днём Помпеи" - эта картина больше в два раза, а людей на ней всего 30.

Суриков использовал необычный прием, чтобы вместить столько персонажей: он расположил их ярусами. А если рассматривать картину слева-направо, можно проследить последние минуты жизни стрельца: вот он сидит в повозке, только что привезенный на площадь. Вот он грозно смотрит в глаза Петру I. Дальше видим, как мужчина покорно ждёт, когда с него снимут кандалы. Вот он прощается с безутешной семьёй. А здесь он говорит последние слова в толпу, наклонив голову. И вот его уже ведут к лобному месту. Что будет дальше, понятно без иллюстраций. Специалисты назвали такой прием "четвертым измерением".

К слову, Суриков было нарисовал повешенного стрельца, но решил убрать его с композиции, чтобы не перегружать картину.

Крестьянка или дворянка?

Алексей Венецианов, основным лейтмотивом творчества которого был крестьянский быт, не оставил никаких записей об одном из самых известных своих портретов. О "Девушке в платке" нет ни строчки в его дневнике и письмах, поэтому ее образ окутан тайной.

Девушка в платке. 38 x 28см. Конец 1820х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Девушка в платке. 38 x 28см. Конец 1820х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Возможно, Венецианов изобразил портрет по воображению. Но вполне могло быть и так, что ему кто-то позировал.

В сети многие считают, что художник запечатлел именно крестьянку. Возможно, но лично меня смущает светлая кожа и рука девушки - на ней не видно следов тяжёлой работы. Хотя, если учитывать общий стиль работы автора и идеализацию крестьянской жизни, можно предположить, что он изменил некоторые детали в угоду своим принципам.

А вы как думаете - к какому сословию относится девушка в платке?

Написал свой лучший пейзаж в глубокой депрессии

Исаак Левитан - удивительный человек. Обладая огромным талантом к рисованию, он имел ещё один дар: влюблять в себя людей. Да и сам был весьма пылок.

Так, познакомившись в 1984 году с Анной Турчаниновой - женой сенатора, которому принадлежала усадьба Горка, он влюбился и переехал жить в имение четы. Специально для художника у озера построили двухэтажный дом-мастерскую. Там он и работал над своими пейзажами.

К слову, этот эпизод привел к разрыву отношений Левитана с Софьей Кувшинниковой, которая тоже была замужем, но при этом встречалась с Исааком Ильичом.

Люди также судачили о том, что в Левитана были влюблены обе старшие дочери Турчаниновой. А вот с их матерью отношения быстро разладились, и художник погрузился в депрессию.

Несмотря на подавленное состояние, он в несколько сеансов написал пейзаж, ставший его визитной карточкой:

Март. 1895Холст, масло. 60 × 75 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Март. 1895Холст, масло. 60 × 75 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан работал над ним быстро: несмотря на то, что снега было ещё много, каждый день под лучами мартовского солнца вид изменялся. На полотно также попала часть главного здания усадьбы Горки.

А летом 1985 года Левитан сымитировал попытку самоубийства.

… я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению „с негодными средствами“ или как к трагической комедии - говорил врач И. И. Трояновский

Ещё одним творцом с психологическими проблемами, вызванными сифилисом, был Михаил Врубель. О его картине, из которой был вырезан этот фрагмент, я написала отдельный пост.

Фрагмент картины Врубеля "Демон поверженный"
Фрагмент картины Врубеля "Демон поверженный"

Вот, если пропустили:

Бонусным вопросом теста был фрагмент одной из самых знаменитых картин всех времён кисти Диего Веласкеса.

Писал портреты короля и мыл за ним ночной горшок

Менины. 1656
Холст, масло. 318 × 276 см
Прадо, Мадрид
Менины. 1656 Холст, масло. 318 × 276 см Прадо, Мадрид

Это полотно интересно не только уникальной композицией. Веласкес был придворным художником с привилегиями, и многие вещи были дозволены только ему. Например, он создал цикл портретов карликов. А ведь придворный художник должен был своим творчеством славить короля и его подданных. Карлики же считались людьми без прав, нижним сословием. Немыслимая вольность!

Карлица Мария Барбола и карлик Николас Пертусато из свиты принцессы изображены справа от нее.

А вот слева Веласкес изобразил себя. И если вам кажется, что в этом нет ничего такого, смею вас удивить: до этого никто из придворных художников не позволял себе такой дерзости. Написать себя рядом с августейшим особами - немыслимо! Следующим, кто осмелился на такой шаг, стал Франсиско Гойя 150 лет спустя.

Менины. Фрагмент с автопортретом Веласкеса
Менины. Фрагмент с автопортретом Веласкеса

Ещё один интересный факт связан с изображением креста на груди Веласкеса. Это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании того времени. Но Веласкес получил ее уже после написания картины!

Есть версия, что знак отличия дорисовал другой художник по приказу короля уже после смерти автора. А кто-то считает, что это признак честолюбия и самоуверенности Веласкеса, который был уверен, что как никто другой достоин носить орден.

Кстати, кисти Веласкеса принадлежит и классический портрет Маргариты в том же самом платье с "Менин":

Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.
Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Кроме художественных обязанностей Веласкес выполнял при дворе роль постельничего. Он следил за порядком в спальне монарха и убирал его ночной горшок. Кроме шуток, это было очень почетной должностью при дворе и художнику многие завидовали. Некоторые плели против него интриги. Отдельные исследователи считают, что художник подсознательно чувствовал себя изгоем, поэтому составил композицию полотна таким образом, что в одном ряду с ним стоит не только маленькая инфанта, но и люди низшего ранга, которые казались Веласкесу ближе и милее.

А нам остаётся только догадываться об истинных мотивах художника, рассматривая это удивительное полотно

Ну как вам сегодняшние факты? Узнали что-то новое?