Найти тему
Anna.guddzenko

Опыт инклюзии одной из моих мам

Как правило, я подробно рассказываю об опыте коррекции и инклюзии своего сына.

Но сегодня хочу поделить историей одной из своих мамочек, которую курирую не первый год. Мамочки, которую отношу к своему "родительскому десанту". Когда один человек не уступает по профессионализму целому штату специалистов.

История успешной инклюзии👇

Хочу рассказать свой опыт инклюзии. Я не стала сына забирать из обычного сада, упёрлась и всё. Из сада забрала в 7.5 по собственному желанию. К тому времени ходили на занятия индивидуальные по утрам и водить на пару часов смысла не было. Сначало сын ходил в частные ясли в 2 года, там воспитатели стали тактично говорить, что видят определенные особенности у сына (подозревали что может со слухом проблемы). В 3.3 сынок пошёл в обычный сад, через месяц воспитатель сказала что он у нас не садовский и нам нужно надомное обучение или спец.сад. Что с ним сладу нет, он просто речь не воспринимает, на имя не отзывается и делает всё ей назло, глядя в глаза. Параллельно нам поставили диагноз и отправили на ПМПК для направления в спец.сад. Получили направление в корреционный сад, но они берут с 4х лет только, да ещё в очереди постоять нужно.

Куда девать ребёнка не знаю? Я вышла из дикрета на работу любимую, была так этому рада и цеплялась за неё зубами.

Хоть психиатр говорила, что мне надо бросить работу и заниматься сыном до школы, его реабилитацией, чтоб успеть сделать всё возможное. Я сразу поняла что не смогу так, мне решительно надо было быть вне дома хоть какое-то время чтобы выжить, людей увидеть, хотя бы просто умыться причесаться и одеть на себя что-то кроме джинсов и футболки. Я понимала что это очень нужно и мне и сыну. Иначе своим бесконечным присутствием в его жизни я просто раздавлю его, потому что не может ничего дать ребёнку измученная, без интересов своих и реализации женщина. Чтоб дать надо иметь ресурс, а мои ресурсы были исчерпаны. Вот я вышла на работу по которой скучала в декрете. Вдохнула свежий воздух... И тут меня стукнул по голове диагноз "Аутизм", кантузию получила. И что оказывается? Жить мне теперь полагается как-то иначе сесть дома, рысачить с ребёнком на реабилитации по городам и разным центрам, искать чудо-врачей и колоть какие-то препараты, делать какие-то сомнительные процедуры и заниматься, заниматься, заниматься?

В сад я перестала водить сына пока ждали ПМПК, документы оставила чтоб место сохранять и нашла сыну очень хорошую няню, добрую, чуткую женщину, которая подробатывала пока в декрете была со своими детьми, так привыкла к малышам, что хоть её дети уже ходили в сад и школу, а она так и брала чужих малышей к себе домой.

Я рассказала почему сына в сад не вожу в детский сад, что у ребёнка проблемы и нам мягко указали на дверь. Спустя пару месяцев няня сказала мне, что считает что ему обязательно надо вернуться в детский сад, так как она с ним находит общий язык, видит что с ним можно договориться, не видит ничего криминального в его поведении (у неё был опыт работы с детьми с ОВЗ) и считает что воспитатель просто избегает трудностей. Сказала что он с интересом наблюдает за тем как играют её дети пусть со стороны и значит ему нужен коллектив обязательно. Кроме того она рассказала что в одну группу детского сада с её дочерью ходит мальчик с РАС и воспитатель группы как-то находит подход к нему и ребёнок любит ходить в сад и что это называется "инклюзия". Я задумалась, пошла в сад и сказала воспитателю что нам надо хотя бы доходить до момента пока получим коррекционный месяцев 8, я ведь работаю. Она была в шоке, ну что же делать, взяла. Через месяц она сказала, что может с ним выживать "ходите".

Её подход заключался в том что в группе нашлись пару девчёнок, которые взялись опекать "малыша" (дети в группе были старше сына на полгода и даже больше некоторые уже к саду привыкшие). Эти тьюторы ходили с ним как мамки на прогулке за ручки водили с двух сторон на прогулке, все режимные моменты они его звали и он их слушал (воспитателя не слышал), одеваться и раздеваться они тоже ему помогали. В 4 года Сергей даже танцевал на утреннике со своей девочкой-тьютором, точнее она им танцевала. И все сбегались воспитатели посмотреть на то как дети принимают и помогают ребёнку. Так мы и решили оставить его в инклюзии, плюс дефектолог, с которой он ходил заниматься частно в это время, сказала так же что моему ребёнку коррекционная группа навредит, так как хороший сохранный интеллект и там он просто начнёт скатываться вниз и перенимать чужие особенности (у него действительно есть особенность такая он перенимает чужие странности очень быстро и начинает их практически применять в жизни, позже из-за этого мы отказались от занятий в реабилитационном центре только индивидуальная работа).

Но не всё так радужно было, группа в саду была малокомплектная и из-за нехватки кадров её закрыли и детей разбросали и сын, так как он был меньше всех, попал к меньшим по возрасту в группу где все были меньше на 9-10 месяцев и тьютора ему не оставили. И вообще новая заведующая сада вызывала меня и говорила что моему сыну нужны занятия в коррекционном саду, что я ему наношу вред и ссылалась на свой личный опыт так как у неё был своя уже взрослая дочь с у.о. и когда она её растила корекционных садов не было в городе и она считала что, видимо, это могло бы что-то изменить в судьбе её дочери. Я привела ей все доводы за то что нам нужна инклюзия и сказала что мой ребёнок получает достаточное колличество коррекционной работы платно. И добавила что сочувствую, понимаю,но личный опыт не надо переносить на других людей.

И мы снова не ушли из сада. А наш первый воспитатель, при нашем переходе в другую группу, сказала: "Я долго думала и поняла что на вашем месте я бы также поступила с ребенком не отдала бы в коррекцию".

Сын оказался у нового воспитателя, которая сказала мне "Я очень переживаю конечно,как смогу. Нам на семинаре показывали фильм про таких детей и я плакала не смогла до конца посмотреть.

Решила что буду принимать его таким какой есть". Её хватило месяца на 3-4 в принятии. После этого я оказалась в кабинете у психолога сада где мне сказали: "У ребенка весенее обострение (только наступил новый год).Есть ли вообще хоть какие-то средства влияния на моего ребёнка у меня? И вообще сын ваш все игрушки со столов и полок берёт и разбрасывает по полу, по батареям стучит". Я спокойно и резонно стала рассказывать, что и как можно с моим ребёнком и что у меня не разбрасыает ничего. Поняла что мне нужно идти на контакт с воспитателем. Предварительно я поговорила с дефектологом Глеба и описала ей проблемы (она сама работала в инклюзивном саду и знала много нюансов).

Дефектолог дала определенные рекомендации и сказала что выхода нет воспитатель должен действовать следующим образом и установить руководящий контроль над ребёнком что с ним можно сладить. Я позвонила воспитателю и договорились с ней о личной встрече на нейтральной территории и пригласила в кафе. За чашкой чая она стала мне рассказывать что недавно была на семенаре в одном из коррекционных садов "Вы знаете там очень хорошие условия"☺️ Я опять стала говорить про инклюзию и про то что нам никак нельзя.

Воспитатель стала растерянно говорить "всё было хорошо, а сейчас его как подменили и я не знаю что с ним делать, он неуправляемый и делает всё на зло мне, глядя в глаза". Стала рассказывать о тех рекомендациях, которые услышала, объяснила что он её проверяет, границы. И добавила: "Я могу его забрать, но таких детей рождается больше и больше коррекция скоро захлебнётся от количества нуждающихся. Уйдёт он - на его место в другой группе другой будет или сразу два. Если вы хотите оставаться в профессии нужно учиться как с ними работать. Закон об инклюзии существует бумажно, значит в любой момент Министерство может начать его лихо "реализовывать". И лучше опыт иметь. А я со своей стороны помогу."

Мы опять остались в саду и воспитатель обложившись книгами начала налаживать контроль над ребенком. На два месяца она оставила остальных детей на няню и занималась им одним. И у нее вышло. Единственное что не выходило никак сын не сидел на групповых занятиях или точнее ничего не делал. Но воспитатель давала задания индивидуально ему и отмечала что он многое знает и кое что у него выходит даже лучше чем у других детей.

Ну и взаимодействие с другими детьми или вовлечение в общую игру не выходило. Иногда бывало что он играл с кем-то из ребят эпизодически, ну и всё. Потом воспитатель ушла в декрет и пришла новая.

Новая воспитательница с сыном справиться не могла, он над ней просто измывался нагло. Оказалось что у воспитателя есть маленький сынок и ему на этот момент как раз только поставили РАС, можно представить состояние человека, а тут ещё группа попалась шилопопых парней и моя Звезда.

Воспитатель подсознательно к нему приглядывалась искала сходства и различия между своим малышом и моим необузданным 6леткой и мой был рад стараться, и показывал ей такие номера, которых я никогда не видала в его исполнении. Я поняла, что мои старые методы влияния не пройдут, нет у неё сил на руководящий контроль. Мы на тот момент работали с Анной уже и я приняла решение пойти тьютором в сад с сыном, получив разрешение у новой молодой и лояльной заведующей. Это дало плоды свои определенные, к примеру сын стал выполнять зарядку с другими детьми. Но с участием на занятиях в групповом формате нам было сложно. Давало знать то что он долго уже ходил в сад и у него было сформировано своё привычное поведение в группе, разрушать его было сложно. Потом в сад проход стал воспрещен родителям из-за теракта в одной из школ.

Я не хочу сказать что всё правильно делала, нет. Просто это моя история, мой конкретный случай и мой путь. Да я понимала что воспитателям тяжело было с моим ребёнком, но как могла я их поддерживала, старалась принимать участие в жизне группы. Старалась действовать на уровне человеческих отношений, взывала к их чувствам материнским и профессиональным и за всё благодарна. И знаете, у каждой из этих женщин-воспитателей, заведующих в окружении был ребёнок с ОВЗ сын подруги, племянница, свой ребёнок. Каждая женщина принимала естественно ситуацию в штыки, но когда я шла на диалог многие начинали меня понимать.

Я как могла старалась находить всем конфликтным ситуциям "красивые" решения, не скандалила, не обвиняла. Правда был случай одну мамочку из группы, которая почему-то была против чтоб я ходила с ребенком в качестве тьютора и угрожала что они группой собирут подписи что против чтоб мой сын в эту группу ходил, я осадила и сказала: "бумажка это только бумажка и ничего не решит, нельзя ущемлять права ребёнка с особыми потребностями". Она поваром в саду была, и я сказала заведующей что прошу если что не так делаю чтоб мне об этом говорил психолог сада, а не технический персонал.

Конфликт был исчерпан.

Не могу сказать что от нашей инклюзии супер польза, но всё же сын рос и видел как себя ведут другие дети и чем старше был, тем проще было объяснить что так себя не ведут другие. Его окружали дети, которые выражали свои просьбы словами, а не криком, воем и нежелательным поведением и ему пришлось учиться просить как все. Да работать в группе не научили, с взаимодействием плохова-то. Я не думаю что мы что-то упустили не посещая занятия в спец.саду.

Занятия в коррекционном саду бывают на хорошем уровне если со специалистами повезло и это профессионалы и люди неравнодушные к таким деткам, которые хотят помочь действительно. Чаще, к сожалению, не так всё и занятия проходят формально. Мы занимались индивидуально я сама искала специалистов и не боялась менять если меня не устраивали результаты или я их просто не видела, шла дальше, искала других специалистов. И всегда Вселенная посылала на встречу нам нужных людей в нужный момент. Ещё я не боялась учиться вместе с сыном, менять себя и очень много занималась с ним дома. Мы идём дальше уповая на Всевышнего🙏