- Мне кажется, ты любишь этот план больше, чем меня!
- Неправда! Я люблю его так же, как тебя. Да это и есть ты!
- Нет, это то, как ты видишь мою жизнь.
Это диалог мамы и дочки из мультфильма «Маленький принц» 2015 года. Мама распланировала с точностью до минуты всю дальнейшую жизнь своей дочери: обучение, подготовку и поступление в Блестящую Академию, чтобы в итоге дочь стала «замечательным взрослым». Что из этого вышло и что пошло не так, мы узнаем, посмотрев мультфильм.
Но неужели мама такая ужасная? Нет, конечно. Она любила свою дочь. Очень боялась за нее и за себя, и потому хотела прожить без ошибок и непредвиденностей. И выбрала путь к этому – сверхконтроль.
За любым поведением родителей всегда есть положительное намерение - забота, оберегание от неприятностей, любовь. А еще – прошлый опыт, когда точно также делала мама.
Расскажу на примере. «Ты должен учиться! Иначе станешь как…» - говорит родитель, подгоняемый собственным страхом. Он боится, что ребенок повторит путь его неуспешных знакомых, кого-то из родных. Или даже его самого. Здесь может звучать любой герой, начиная с дворника дяди Кости из соседнего подъезда и заканчивая собственным отцом. Родитель попадает в ловушку своего убеждения, которое звучит так: «Без высшего образования в наше время никуда». И рисует страшные картинки будущего.
На самом деле путей не так уж мало – даже без окончания МГУ или другого ВУЗа. Кто-то может и готов учиться в университете, аспирантуре, защищать диссертации – если есть интерес и любовь к учебе. Для кого-то интереснее и лучше закончить 9 классов, поступить в колледж на любимую профессию и с удовольствием учиться там. Жизнь дает нам выбор, если мы не упираемся во что-то одно.
Для чего же родители упираются и настаивают на высшем образовании, если продолжать наш пример? Или на конкретном образовании: «Ты должен стать врачом/юристом/…»
- Проекции на детей
Мечты родителей, которые они хотят осуществить через ребенка. Желание лучшей жизни – если уж не для себя, то для дочери или сына. Например, у мамы не получилось стать балериной или певицей, она мечтает, что хотя бы дочь сможет.
- Слияние, когда я через ребенка определяю себя
То есть если мой ребенок молодец и поступил в МГУ или куда там еще, я не просто радуюсь, а ощущаю себя победителем. «Мы поступили», «Нам скоро поступать» - иногда слышу я от родителей подростков.
Про «мы» я рассказывала в одной из статей.
Давайте посмотрим, как это влияет на детей, что они чувствуют и предпринимают?
1. Страх
Ребенок начинает бояться идти в школу, паниковать перед контрольными, экзаменами. В моей практике были такие ребята, которые понимали где-то в глубине души: они идут не своим путем. Его поезд едет в тупик, он объективно не сдаст экзамены. Или даже сдаст, но с таким напряжением, что потом будет долго восстанавливаться.
Но разочаровать папу с мамой ребенок не может, и тогда попадает в ловушку, как между Сциллой и Харибдой, помните - между напряжением («это все не про меня, я не хочу и не могу») и ужасом перед крахом жизни родителей. Ведь родители возложили на него столько надежд.
И тогда ребенку остается уйти в невроз, страхи и объективно не мочь ходить в школу, сдавать экзамены.
2. Бунт
Когда ребенок сбегает после 18-летия (а бывает, и раньше). Строит свою жизнь так, как хочет, порой специально по принципу "наоборот". Рушатся отношения с родителями, и потом тяжелым трудом приходится их восстанавливать.
3. «Хорошая девочка»
Когда ребенок живет по сценарию родителей и неплохо справляется. Вот только сам себя не знает – потому что не было повода прислушаться к себе, задать вопрос: а чего я сам хочу. И лет в 30 такой человек может прийти к разочарованию в себе, отчаянию, непониманию, кто я и зачем в этой жизни… И начинает искать себя.
Что же могут сделать родители уже сейчас?
У меня нет готового прописанного рецепта. Возможно, многие выберут ничего не менять, потому что так надежнее. Кто-то задумается – а правда, для чего я делаю так? Кто-то захочет изменений, первый шаг к которым – осознать, где я сейчас. И что могу иначе.
Пишу по мотивам работы с клиентами. Потому что правда хочется, чтобы подростки с поддержкой родителей искали свой путь. Чувствовали в них опору, но учились стоять на собственных ногах. Отделялись, становились самостоятельными, сохраняя тепло и благодарность к тем, кто их вырастил. Кто помог стать теми, кто они есть.
Замечательно это показано в фильме "CODA: ребенок глухих родителей".
Смотрели?)
С поддержкой и теплом, психолог Анна.
Почитать обо мне можно на сайте https://annamaslova.ru/