Обычно среди взрослых считается, что учить стихи детям необходимо для развития памяти.
Это так. Но этого слишком мало. Мы учим детей читать стихи для того, чтобы речь стала чёткой, ритмичной, богатой выразительными словесными оборотами, хорошо понятной другим людям, чтобы сами дети научились чувствовать и понимать красоту поэтической речи, расширили свой кругозор.
Дети не рождаются с умениями читать стихи, их этому надо учить
А как дети читают стихи? Они либо произносят их монотонно, либо скороговоркой, не соблюдая никаких пауз между словами и предложениями; либо проговаривают стихотворные тексты "белым стихом", не соблюдая ни ритма, ни рифмы; а то, наоборот, рассказывают стихотворения неестественно громко, почти выкрикивая фразы.
Самое интересное, что мой шестилетний внук читает стихи с теми же самыми распространёнными ошибками: наклонив голову вперёд, глядя в пол (согнувшись как "крючок") и бубня что-то себе под нос единым текстом. Стесняется...
Как я подбирала стихотворение для обучения интонационной выразительности?
Вот и пришлось мне вспомнить стихотворение, которое быстро превращало вот таких вот "пономарей" в настоящих "декламаторов".
Я тогда (это было довольно давно) задалась целью найти стихотворение, удовлетворяющее одновременно следующим требованиям:
- понятное детям по содержанию;
- небольшое по размеру, с короткими строками;
- с чёткими рифмами;
- чтобы в нём была динамика (описывалось движение);
- чтобы была включена прямая речь (не повествовательная, а с вопросом или восклицанием);
- чтобы была возможность для активного использования жестов.
Я такое стихотворение нашла.
Это стихотворение А.ВВеденского "На лыжах".
Нельзя сказать, что это стихотворение (довольно известное) не используется в работе с детьми и сегодня в детских садах: на физкультминутках, при обсуждении зимних развлечений, для заучивания.
Я же его использовала конкретно для формирования у детей при чтении стихов навыков интонационной выразительности ("чтения с выражением"). Для других целей я подбирала другие стихотворения.
Для этого рисовала картинки (подобные размещенной выше, найденной в Интернете) по количеству детей. Текст стихотворения писала с обратной стороны печатными буквами (пригодится при обучении грамоте).
Заучивание стихотворения с жестовым сопровождением.
Вначале дети рассматривают картинку с кратким рассказом воспитателя о том, что на ней изображено. Чётко произносится и объясняется слово "в инее".
Затем, один раз дошкольники прослушивают педагога, читающего стихотворение выразительно, с использованием активных (слегка преувеличенных) жестов.
Уже на этой стадии знакомства со стихотворением можно отметить радостное настроение при его чтении.
Затем все дети, стоя, повторяют это стихотворение вместе со взрослым, также используя жесты.
"Вся земля в снегу"/рукой делаем широкое движение, параллельное полу/.
Пауза в конце предложения появляется сама, поскольку нужно и движение закончить, и слова произнести до конца.
"Я на лыжах бегу"/руки согнуты в локтях, в руках воображаемые палки, круговые движения руками. Темп речи можно слегка ускорить/.
"Ты бежишь за мной"/те же движения руками/.
"Хорошо в лесу зимой!"/голова слегка запрокинута назад, руки согнуты у груди. Разводим их широко в стороны. Головой делаем лёгкое кивающее движение ("Да! Хорошо!"). Голосом выделяем слово "хорошо", делаем логическое ударение/.
Положение тела с запрокинутой головой способствует выправлению осанки.
"Небо ярко-синее" /широкое движение рукой, высоко поднятой перед собой. Глазами прослеживаем за рукой (за ладонью)/
Благодаря этому движению руки моментально выправляется осанка. "Крючка" как не бывало. Ребёнок расправляет спину, даже немного прогибается, высоко поднимает голову.
"Ели, сосны в инее," /широкое движение рукой на уровне глаз, высоко поднятой перед собой. Глазами прослеживаем за ладонью/
"Снег сверкает под ногами"/рукой делаем широкое движение, параллельное полу/.
"Эй, ребята, кто за нами!?" /зазывающее движение рукой перед собой, ладонь повёрнута к себе. Голос слегка усиливается и повышается для произнесения призыва с радостной интонацией /.
Достаточно повторить совместное чтение стихотворения всего два раза.
На следующий день повторите его с группой детей ещё пару раз. Многие дети запомнят стихотворение и с первого раза.
Рассматривание картинки активизирует визуальную память, а использование жестов - моторную.
Дальнейшие повторы стихотворения можно время от времени возобновлять, включая их в занятия, имеющие логически связанные с темой стихотворения.
Таким образом, всего одно стихотворение, а сколько использовано разнообразных средств интонационной выразительности: тон, темп, паузы, логические ударения, настроение, интонация и другие.
А Вы разучиваете стихотворения со своими детьми? Какую цель преследуете при этом?