Найти тему
Viktoria (Art_Psy_Land)

"Невыносимое счастье" в большой семье

Шикарный сериал "Пингвины моей мамы" (2021) из семи 23-х минутных серий. #дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал) Пролетает быстро, не мыло, отличная игра и супер-актуален. Режиссер Наталья Мещанинова взялась за "моду на детей" как тренд, и за изнанку этой моды. Я думаю, надо смотреть прямо сейчас, пока оно актуально, также как и мода на стенд-апы и соответствующая этому субкультура.

Фильм, конечно, о 15-летке (подросток с его бунтом и самоопределением никогда не выйдет из тренда), но.. поднято огромное количество тем, кроме отношений с родителями. Если поначалу стиль героя напоминает бунтаря из фильма К. Шахназарова "Курьер" (1986), то потом все оказывается более многогранно. В обеих киноработах про свободу и ограничители систем (школы, к примеру), про желание прикоснуться ко взрослому миру, первую влюбленность и реалии отношений, о пробе себя в отстаивании границ, как со сверстниками, так и со взрослыми, и цена этого. Но в "Пингвинах.." ещё и поиск места не только во внешней среде (друзья, школа, первый заработок), но и внутри семьи (кто ты там, среди приемных сиблингов и непонятно как позиционирующихся родителей), и кто ты сам для себя - центральная тема взросления.

кадр из сериала в иллюстративных целях, взят отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/3718921/
кадр из сериала в иллюстративных целях, взят отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/3718921/

Ах, как классно показана конкуренция в условно -профессиональной среде (тот самый стенд-ап), причем с "мэтрами". Ах, как здорово сыгран корифей местной тусовки, намекающий на Бебура и Белого одновременно, и девушки в стенд-апе, и в целом типажи современных комиков, и то, насколько жанр стенд-апа терапевтичен. Для каждого это- самораскрытие, способ выразить то, что не доступно при других видах общения. И кажется, что в той тусовке можно тоже обрести "семью", заменитель кровной, других братьев и сестер (самостоятельно выбранных, по интересам), но.. нет, там тоже всё непросто.

Мы видим яркую трансформацию героя Гоши (а это хороший сюжет, когда есть трансформация). Первое - он приоткрывает занавес во "взрослую" жизнь и сталкивается с её противоречивостью и где-то жестокостью (а казалось-то по-другому!), и он принимает-таки эту ответственность. Мама упрекает, что он "эгоистичный ребенок", а он в это время становится взрослее и делает очень человечные и благородные поступки. И второе - он начинает познавать "женщину" как явление. Естественное стремление к чистоте и романтике (влюбляется в коллегу по стенд-апу) наталкивается на боль и цинизм старшей девушки. Низвергая свою мать с пьедестала "богини" ("у нее оказывается тоже есть вагина"), он все-таки понимает, что нуждается в ее объятиях, символическом "возвращении в лоно". В нескольких простых мизансценах так много глубины.

https://images.unsplash.com/photo-1511671782779-c97d3d27a1d4?crop=entropy&cs=tinysrgb&fit=max&fm=jpg&ixid=MnwzOTAwNXwwfDF8c2VhcmNofDJ8fG1pY3JvcGhvbmV8ZW58MHx8fHwxNjc3NzMyODYz&ixlib=rb-4.0.3&q=80&w=1080
https://images.unsplash.com/photo-1511671782779-c97d3d27a1d4?crop=entropy&cs=tinysrgb&fit=max&fm=jpg&ixid=MnwzOTAwNXwwfDF8c2VhcmNofDJ8fG1pY3JvcGhvbmV8ZW58MHx8fHwxNjc3NzMyODYz&ixlib=rb-4.0.3&q=80&w=1080

Что немножко клюква, я считаю: инсайт мамы о своей тревоге одиночества и синдроме пустого гнезда выглядит слишком лайтовым, у нее должна была, по логике, случиться качественная истерика, а возможно, и нервный срыв, с временным отстранением от всей семьи (и вероятно с депрессивным эпизодом). Она в этот момент на самом деле озвучивает, что ей не на что самой опереться, и это очень сильное открытие. В терапии бы такое потрясло, и надолго. При том, что героиня Урсуляк в целом показана деспотичной ("причиняющая добро", #архетип гипер-матери) и бесчувственной, в ее эту "вечную" невыносимую любовь, с "машинными" (как у робота) реакциями, действительно слабо верится. То же и с папой. Какой-то он феноменально терпеливый, не пил, не крушил ничего, не уходил из семьи, хотя бы временно, а там в общем-то предпосылки для этого есть. Мужчины в целом так не могут, на длительном промежутке времени (а приемные дети у них давно, по сюжету). Спишем на то, что основная фабула сериала не о взрослых, а о детях.

Психологическое содержание: родители и дети, подросток, взросление, ожидания и реальность, трудные дети, принятие, поиск себя, кризис семейный, кризис возрастной, отношения сиблингов, профессиональная идентичность, границы, невинность и секс, материнский комплекс, Тень, смелость, путь героя, инициация.

Я жду второго сезона.. хотя сложно сказать, что там можно дальше развить...