Всего пять лет Наталья Кирилловна Нарышкина была супругой царя Алексея Михайловича Романова. Это были самые счастливые годы ее жизни. Царь обожал молодую супругу, которая была моложе его на 23 года, баловал и позволял много, о чем раньше «теремные затворницы» - жены и дочери царей, и помыслить не могли. Наталья вдохнула в удушливую атмосферу дворца свежий ветер перемен. При дворце появился театр, Наталья приучила придворных танцевать, и они с удовольствием делали это.
Со смертью Алексея Михайловича всем этим новшествам тут же был положен конец. Принявший после отца корону 14-летний царь Федор Алексеевич находился под влиянием своих родственников – Милославских. По их указке с театром и танцами во дворце тут же было покончено. И даже правившая после него царевна Софья, считающаяся просвещенной правительницей, ни театра, ни танцев при дворе не восстановила.
Вынужденный отъезд
После смерти Алексея Михайловича власть при дворе взяли родственники его первой супруги – Милославские. Царь Федор Алексеевич был слишком молод и постоянно хворал, поэтому ни о каком самостоятельном правлении речи быть не могло.
Жизнь во дворце изменилась коренным образом. И Наталья Кирилловна с маленькими детьми уехала в село Преображенское. Несмотря на то, что фактически вторая семья Алексея Михайловича оказалась в ссылке, Наталья верила, что ее сын Петр обязательно станет царем. Поэтому все свои силы она положила на то, чтобы воспитать из маленького сына достойного преемника своего мужа. Она стремилась вырастить из мальчика прогрессивного царя и храброго воина.
Поэтому она отказалась от традиционного для русских царевичей церковного образования. Сама получившая европейское образование, она не заставляла сына учить целыми днями псалмы, хотя необходимое церковное образование царевич получил. Она стремилась пробудить в мальчике любопытство, интерес к учебе, желание все знать и все уметь делать. Поэтому учителем для сына она выбрала не авторитарного церковнослужителя, как было принято, а молодого образованного дьяка (в последующем думного дьяка) Никиту Зотова, который стал для ее сына не только учителем, но и другом. Вторым учителем Петра стал А. Нестеров.
Уже в 3,5 года мальчика стали обучать грамоте и немецкому языку. А его комната была наполнена разнообразными «немецкими предметами», которые специально для царевича привозили из Европы. Мать выписывала для сына исторические книги с иллюстрациями, заказывала живописного дела мастерам новые книги с иллюстрациями, в которых яркими красками были нарисованы города и здания, корабли и солдаты, оружие и сражения. Для него изготавливали иллюстрированные сказки. Таким образом, у Петра собралась настоящая библиотека «потешных тетрадей».
Мальчику также преподавали арифметику, и Петр имел отличную базовую подготовку, что ему очень пригодилось в будущем. Благодаря стараниям своей матери и учителей, Петр I всю жизнь стремился к получению новых знаний.
Борьба кланов и Стрелецкий бунт
27 апреля 1682 года царь Федор Алексеевич, с детства слабый здоровьем, умер. Наследников он не оставил, поэтому трон должен был перейти к одному из его младших братьев. Следующим по старшинству был Иван, сын Марии Милославской, ему уже исполнилось 16 лет, и он мог быть царем. Но Иван, как и все сыновья Милославской, был очень болезненным, страдал эпилепсией, был слабоумен и к управлению государством был не способен. Поэтому Наталья Кирилловна активизировала все свои силы и бояр, поддерживающих клан Нарышкиных, чтобы царем был избран Петр, которому было только 10 лет. При дворе началась борьба за власть двух кланов – Милославских и Нарышкиных.
Боярская дума проголосовала за Петра, и он был провозглашён царём. Но Милославских такая ситуация не устраивала – они теряли власть при дворе. И тут при поддержке клана в борьбу вступила старшая сестра Ивана – царевна Софья Милославская. Благодаря провокации Милославских в Москве начался стрелецкий бунт. Сторонники и родственники Натальи Кирилловны были убиты. Чтобы спастись самой и спасти сына, ей пришлось идти даже на такой неблаговидный шаг, как выдача стрельцам своего родного брата Ивана, которого пытали и казнили. Был убит и Артамон Матвеев, воспитавший Наталью, а ее престарелый отец, Кирилл Нарышкин, был сослан в монастырь.
Совершив расправу над кланом Нарышкиных и верными им боярами, стрельцы потребовали, чтобы Боярская дума и патриарх также признали царем и Ивана, единокровного брата Петра. А правительницей при них назначить царевну Софью Алексеевну. Наталья Кирилловна потеряла почти всех своих сторонников. Ей пришлось смириться и отойти в сторону.
Жизнь при правлении Софьи
Для двух братьев, назначенных царями, готовили коронацию. Была изготовлена вторая шапка Мономаха и – невидаль: двухместный трон. Причем, в спинке трона было вырезано окошко, через которое сидящая за спинами братьев Софья подсказывала им, что говорить во время официальных приемов. В России появилось два царя – Иван V и Петр I. Фактически страной правила Софья.
Наталья Кирилловна очень опасалась за жизнь сына. Она прекрасно понимала, что Софья постарается убрать Петра – а Иван ей не был помехой. Наталья Кирилловна забрала детей и опять уехала в Преображенское. И опять все свои силы она отдала сыну – сейчас ей нужно было не только оградить его от опасностей, но и, также, привести его «в чувство» - сейчас сказали бы, излечить от невроза. Петр был всего лишь десятилетним мальчиком, страшно напуганный увиденным и пережитым. Он боялся оставаться один, боялся больших пространств и открытых дверей, по ночам его мучили кошмары. Эти события навсегда остались в его памяти и отразились на его натуре. После пережитого ужаса у него на всю жизнь остались нервные тики, подергивания головы и лица.
Именно в это время Наталье Кирилловне пришла в голову просто гениальная мысль, положившая начало созданию детских военных училищ и кадетских корпусов – она начала создавать для сына «потешные войска». Петр обучался воинской науке наравне с другими подростками. В последствии эта детская армия Петра сыграла важную роль в русской истории.
Созданное Натальей Кирилловной «потешное войско» позволило дать будущему императору военно-технические знания, обеспечить ему безопасность в опасное время и вырастить из обучающихся с Петром детей будущих верных сподвижников царя-реформатора, государственных и военных деятелей – то есть, будущую команду Петра.
Была решена и еще одна, очень важная задача. Если поначалу в потешные войска шли в основном «безродные», то очень скоро преимущество детского военного образования оценили и дворянские семьи, и стали отдавать туда своих сыновей. Среди «потешных» были даже представители боярских и княжеских родов. Родители отпрысков, поступивших в потешное войско, больше общались с опальной царицей, и постепенно многие бояре перешли на сторону Петра. Постепенно созревал заговор.
Царевна Софья, правящая в это время, и не подозревала, какая сила растет почти у самых стен Москвы, скрываясь под таким несерьезным и не вызывающим подозрение названием – «потешные».
Петр подрастал, но Софья не собиралась сдавать своих позиций. Она женила брата Ивана, рассчитывая, что у него будут сыновья, такие же неспособные к правлению, и она будет при них царицей-регентом до конца своих дней.
Тогда Наталья Кирилловна срочно женила Петра на Евдокии Лопухиной, хотя тот ещё не достиг совершеннолетия. Но по закону женатый человек считался совершеннолетним, поэтому такой шаг избавлял его от регентства Софьи.
Свержение Софьи
В 1689 году повзрослевший Петр берет власть в свои руки и отстраняет Софью от власти. Точнее, это сделал не Петр. Переворот был подготовлен Натальей Кирилловной. Подготовка шла тайно, даже сын был в неведении. Мать-царица все продумала. Но надо было проверить, готов ли народ к перевороту, поддержит ли он ее.
Верные люди стали раскалять обстановку, устраивать провокации. Появились подметные письма, которые широко распространялись на базарах, среди стрельцов. В письмах говорилось, что царица Наталья Кирилловна с младшим братом Львом, Б. Голицыным и «потешным войсками» готовятся напасть на Кремль, что они хотят убить царя Ивана и Софью.
Ждали реакцию, и прежде всего – стрельцов. Поверят – или нет. Встанут на сторону Софьи – или нет. Реакции не было. Правление царевны Софьи всем надоело.
Имя Петра в письмах не упоминалась – тем самым мать отводила от него подозрения. А оставляя сына в неведении, она, в случае неудачи, принимала весь «огонь» на себя, и сын оказывался не причастен. Так мать преподнесла сыну победу.
У власти
К разочарованию и матери, и окружения, возлагавшего надежды на Петра, юного царя государственная деятельность не влекла. Он был ещё слишком молод для этого. И слишком увлечён своими идеями - он мечтал построить флот и хотел ещё много чему научиться. Петр не любил участвовать в религиозных церемониях и дипломатических приемах. При этом он слепо доверял своей матери - и всю власть по управлению государством он возложил на неё.
А потом Петр влюбился – в Анну Монс. Так как мать этого не одобряла, он сильно отдалился от нее.
Наталья Кирилловна жила в постоянной тревоге – и за сына, и за государство. Она устала от нескончаемой борьбы за сына, за власть, за себя. Ее надежды на Петра как мудрого правителя-реформатора не оправдались (как же она была неправа!). Жизнь для нее стала терять всякий смысл, она начала болеть и 25 января 1694 года умерла. Ей было 42 года.
Она сделала все, чтобы воспитать из сына царя-реформатора и дать ему власть. В тяжелейших условиях она сохранила сыну жизнь. Она привила ему любовь к учебе и познанию всего нового. Она вырастила для него команду сподвижников - блестящих государственных деятелей и полководцев. Она отвоевала для него царский престол. Она лишь немного не дождалась, когда посеянные ею плоды дадут мощные всходы, перевернувшие всю историю России.