Тонле Сап в Камбодже - самое большое пресноводное озеро в Юго-Восточной Азии. Его площадь в сезон дождей колеблется от 13 до 16 тысяч кв. км, а глубина достигает 9-13 метров. В сухой сезон вода отступает, и озеро скукоживается до 2500-2700 кв. км и мелеет до двух метров. Но главная «фишка» этого озера вовсе не то, что оно такое «подвижное». Или самое живописное. Или самое зарыбленное. В первую очередь Тонле Сап славится своими плавучими поселениями.
Собственно, сама «водная жизнь» для густонаселенных стран Юго-Восточной Азии не редкость. В плавучих домах тут рождаются, умирают, ловят рыбу, возделывают огороды, разводят крокодилов, торгуют, ходят в церковь и т.д Но, говорят, нигде, кроме Тонле Сапа, это явление не носит таких грандиозных масштабов. «Водную жизнь», по разным оценкам, тут ведут от 100 тысяч до 2 миллионов человек!
Всего, рассказывает наш гид Алексей, плавучих деревень на озере восемь. Считается, что их обитатели – нищие беженцы из Вьетнама, которым нечем платить камбоджийским властям за землю, а дом на воде ничего не стоит. Вот и кочуют, бедолаги. Некоторые якобы вообще никогда не ступают на землю. А лодкой тут каждый умеет виртуозно управлять с пеленок.
Но у нас, например, не сложилось впечатления, что эти люди совсем уж брошены на произвол судьбы и не имеют к Королевству Камбоджа никакого отношения. Присутствие государства в поселениях на воде совершенно очевидно. В каждом есть местная администрация, школа (дети ходят туда в форме), полицейский и даже призывной участок. С окончанием сезона дождей, когда лодки берут дома на буксир и тащат ближе к середине озера, вместе с ними переезжают и все присутственные места, включая призывные участки. Впрочем, тут есть и стационарные дома, которые в сухой сезон торчат высоко над озером на бамбуковых сваях.
Строения, которые подлежат транспортировке, возводятся на обычных металлических бочках. В конце октября, когда мы были в Камбодже, сезон дождей уже практически закончился, и обитатели деревень готовились к переезду. На наших глазах один из домов снялся с якоря и хозяин на моторной лодке потащил его к горизонту. При этом пожилая хозяйка продолжала под громкий треск генератора смотреть телевизор, а ее дочь или невестка не перестала мыть посуду прямо в озере. Потом она зачерпнула этой забортной водицы и утолила ею жажду.
Тонле Сап переводится с кхмерского как «большая свежая вода», но вот как раз свежестью тут пахнет меньше всего. Из озера едят и пьют, тут стирают, моются, сюда же канализируют все отходы жизнедеятельности и даже хоронят усопших, помещая тело в герметично закрытую бочку. Дело в том, что большинство местных обитателей не буддисты, а католики, и кремации предпочитают погребение. Нам рассказали, что где-то в центре озера есть специальный кладбищенский остров.
Подплываем к одной из сувенирных лавок, которая по совместительству является крокодиловой фермой. С десяток особей ютятся в деревянном загончике, внутри которого валяется всякий мусор, в том числе резиновые тапки. Это наводит на мысль, что, наверное, уже съели кого-то худосочного, потому что крокодилы выглядят уставшими и голодными. Но бизнес, говорят, выгодный. За шкуру одного вот такого голодного крокодила дают от 800 долларов. В то время как продавщица плавучего магазинчика – одновесельной лодчонки, доверху груженой всякой всячиной, - за день зарабатывает не больше пяти долларов. Живет на эти деньги вся семья, а ведь такая удача улыбается торговке не каждый день…
Вот и гоняются эти «мобильные супермаркеты» за покупателями по всему озеру вместе с товаром. Нам, правда, вместо товара предложили за один доллар сфотографироваться с котенком. Что мы и сделали.
Когда возвращались обратно, гид Алексей рассказал байку о том, как один наш соотечественник бросил сытую московскую жизнь, женился на девушке из плавучей деревни и переехал жить на Тонле Сап, отыскав тут истинный смысл жизни! Неизвестно, правда ли это.
Но, возможно, и в жизни тонлесапцев есть своя прелесть, которая состоит в полном отказе от каких-либо условностей. Оказывается, можно жить и так. Среди этой экзотической нищеты не париться какими-то суетными вещами и чувствовать себя счастливым. И уж совершенно точно, что «водный мир» чудного озера – не меньшая достопримечательность Камбоджи, чем храмы и дворцы Ангкора.
Подписывайтесь на наши сети, что бы не пропустить новые публикации!