Помимо Богоматери и Иосифа Плотника в истории Благовещения есть третий главный персонаж: Гаврии́л — один из архангелов в иудаизме и христианстве, а также ангел-мукаррабун в исламе, где он известен под именем Джибриль (Джабраил). Это имя на иврите означает буквально «Муж силы (Гэвэр) — Всевышний (Эл)» или «Всевышний — сила моя». В православии только два ангела носят почётное звание Архистратиг: Михаил и Гавриил. Иудеи называли этого небожителя «ангел лица Его», подчеркивая близость Гавриила к Всевышнему.
В иудаизме он входит в число четырёх архангелов - Габриэль, Михаэль, Уриэль и Рафаэль, стоящих по четырём сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира (Кн. Еноха 9, 1). Эта четверка, которая и поныне призывается в православной молитве «на сон грядущий», упоминается вместе.
В исламе Джибриль (Джабраил) – тоже один из четырёх особо приближённых к Всевышнему ангелов. Он является главным посредником между Аллахом и пророками, в том числе и Мухаммедом. В Коране упоминается как покровитель последнего и величайшего из пророков, который защищает его вместе с Аллахом от неверующих. Через Джибриля Творец ниспослал Мухаммеду откровение — Коран.
Толкователи Корана относят к Джибрилю также такие обозначения как «дух», «дух святой», «дух верный», «дух от повеления Аллаха». Аналогичные выражения употребляются в рассказах о пророке Исе (Иисусе) и его матери Марьям (Марии); Коран связывает их с Джибрилем.
Каждые три колена Израилевых имеют своих ангелов-хранителей в лице этих четырёх небожителей. Михаэль и Габриэль защищают евреев от преследователей и молятся перед Божьим престолом о благополучии всего рода человеческого и об освобождении еврейского народа из неволи. Кроме того, согласно мидрашу, Гавриил играет роль одного из ангелов смерти. Он приходит как посланник «верховного суда» с идеально ровным ножом в руках и забирает им души праведников, что сравнивается с «кошерной шхитой» - закалыванием жертвенного агнца одним ударом. За грешниками же является Самаэль с зазубренным ножом - и происходит «шхита некошерная».
По учению православной церкви Гавриил есть один из семи ангелов, непосредственно предстоящих Богу, и состоит в чине серафимов, вторым из них; он питал и охранял Деву Марию в храме, что видел Захария.
По толкованию некоторых отцов церкви, небесные силы разделяются на три иерархии; высшую, среднюю и низшую. Ближайшее к Богу место в высшей иерархии занимают Серафимы — пламенные, затем Херувимы — изливающие премудрость, потом Престолы — богоносные. Средняя иерархия: Господства — дают избранным господствовать над волей и искушениями; Силы — исполнители воли Божьей; Власти — охраняющие человека от дьявола. Низшая иерархия: Начала — управляющие властью и хранящие царства; Архангелы — предвозвестники тайн Божьих и Ангелы-хранители — ближайшие к людям.
По имени нам известны только семь архангелов, четыре библейских и три по откровению: Михаил-победитель, Гавриил-вестник, Рафаил-целитель, Уриил-просветитель, Селафиил-молитвенник, Иегудиил-укрепляющий, Варахиил-благословляющий.
Непонятно, правда, как это Гавриил является одновременно и Серафимом, и Архангелом, представляя сразу и высшую, и низшую небесные иерархии.
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3918/