Кажется, мы начали приспосабливаться к тому факту, что нам выпало жить в стремительно меняющемся мире. Настолько стремительно, что стало практически невозможным строить планы на будущее. Мы не в состоянии делать прогнозы. Даже запланировать летний отдых стало безумно сложно. И всё становится в разы сложнее, если вы – родитель.
Как воспитывать детей? Какие качества развивать и какие ценности прививать? Учить их быть человечными и уметь слушать людей? Или учить добиваться собственных целей? «Жечь напалмом» и не обращать внимание на тех, кто в эти цели не вписывается?
А выбор профессии? На что ориентировать детей? Ведь, если отбросить лирику, именно от родителей зависит выбор стратегической линии, которая в будущем оформится в профессию ребёнка. Точные или гуманитарные науки? Спорт или музыка? Техника или менеджмент?
Это только в розовом мире единорогов можно успевать везде и быть успешным во всём. В реальной же жизни, чтобы достичь успеха в чём-либо, нужно в это «что-то» серьёзно вложиться в плане ресурсов. А главный наш ресурс – это время.
Вот короткая зарисовка из жизни. Живёт себе хорошая семья. Растёт в семье девочка. С раннего возраста ходит на спортивную гимнастику, добивается успехов. Все довольны: и родители, и девочка.
Естественно, серьёзный спорт требует жертв. Учёба в школе задвинута на второй план. Но все всё понимают. Учителя идут навстречу. «Рисуют» четверки и тройки. А потом наступает период пубертата. И у девочки резко вырастает грудь. Большая грудь. И тренеры ей очень доходчиво объясняют, что теперь спортивная гимнастика для неё закрыта. У девочки шок. Знания по основным предметам на уровне 3-. Догнать школьную программу за 7 лет в состоянии стресса – задача по сути невыполнимая. Девочка проваливается в тяжёлую депрессию и обвиняет во всём родителей. Злится, что отдали в спорт в раннем детстве и сделали на него ставку.
А вот факт из области психологической науки. Новое психологическое исследование Флоридского Атлантического университета выявило связь между ростом числа психических расстройств у детей и подростков и сокращением на протяжении десятилетий возможностей для них играть, бродить и заниматься деятельностью, независимой от прямого надзора и контроля со стороны взрослых.
Иными словами, любовь взрослых к своим детям и стремление направлять и защищать их, лишило детей независимости, необходимой для поддержания психического здоровья. Как следствие - рекордный уровень тревоги, депрессии и самоубийств среди молодежи.
По сути, родители стоят перед чудовищным выбором. С одной стороны, опасности того, что мы называем «улицей», а это наркотики, так называемые дурные компании, подростковый секс, упущенные возможности обучения и развития. С другой – неприспособленность детей к самостоятельной жизни. Дети, за которых постоянно делают выбор взрослые, не способны эффективно взаимодействовать с реальным миром. Они вырастают и формируются, идя по пути, который им проложили родители, и перестают понимать, кто они на самом деле.
Меседж от родителей ребёнку предельно прост: «С высоты своего опыта я лучше знаю, что будет полезнее и правильнее для тебя». Ребёнок же додумывает: «Мне не доверяют, я не способен разобраться, в каком направлении мне двигаться, я некомпетентен в этой жизни».
Готовы ли родители к такой ответственности? Не знаю. Мне кажется, мало кто отдаёт себе отчёт в том, во что может вылиться жесткое родительское руководство. Ведь если мы выбираем будущее своему ребёнку, то и ответственность за него должны нести. Не знаю как вы, но я не готова к такой ответственности.
Есть ли альтернатива выбору между двух зол? На мой взгляд, она кроется в том, чтобы родители предоставляли своим детям как можно больше вариантов для выбора. Ещё одно необходимое условие - нам всем нужно учиться передавать ответственность своим детям. По чуть-чуть, с самого детства. Позволять им принимать решения. Обсуждать последствия принятых решений и усваивать урок на будущее. И тогда они поймут самое главное: мы им доверяем.
Нам нужно учиться не осуждать за промахи, не «упирать» неудачами, как тыкают носом щенков в сделанные «не там» лужи. Позволить им учиться управлять собой и своей жизнью. Только так они вырастут ответственными и компетентными. Только так научатся понимать себя и мир. Ведь выстраивать свою жизнь в этом мире предстоит им.
А мы должны постепенно отходить в сторону, превращаясь из «компетентных родителей» в старших друзей. Пусть приходят к нам в гости, обращаются за советом, когда он им понадобится, приводят к нам своих детишек. Если у меня получится когда-нибудь стать таким старшим другом для моих сыновей, я буду абсолютно счастлива. Но мне, как и многим, для достижения этого состояния предстоит проделать длинный путь и приложить огромное количество усилий. И я к этому готова.