На днях осознал, как редко мне доводится слышать, когда люди говорят о своих отношениях с другими, про удовольствие от общения.
Мужчины и женщины собираются на свидания, волнуются, напряжены, думают о том, какое впечатление произведут, или, напротив, пытаются убедить себя, что «это всего лишь встреча, ничего особого, так, посмотрим друг на друга, там будет видно». Кто-то уже успел заочно жениться/выйти замуж и развестись – и все это за несколько минут, и настроение уже соответствующее: зачем идти на встречу с этим человеком?! Мало кто идет за удовольствием – получить его самому и доставить другому. И речь совсем не о сексе…
Мимо ежедневно проходит множество людей, по отношению к которым у меня мимолетной искрой проскальзывает или восхищение, или благодарность, или любопытство, или еще какое-либо чувство… И в подавляющем большинстве все это остается внутри меня. В лучшем случае поставлю вежливому и очень деликатному таксисту пять звездочек в смартфоне, но не скажу ему что-то вроде «спасибо, с вами было очень приятно ехать».
А что стоит сказать уборщице в коридоре многоэтажки, которая иногда что-то мило напевает себе, что «мне очень нравится, как вы поете» (ведь это правда же)? Нет, пройду мимо, поддерживая мир, в котором люди – изолированные острова, без мостиков друг к другу.
Когда была «Черная пятница», зашел в любимый мною магазинчик туристических товаров. Он небольшой, и там работают очень хорошие, любящие туризм и то, что продают, девушки. Они меня уже в лицо знают, но в этот день было не до улыбок – с самого утра за скидками потянулось много людей, которые набегали своеобразными волнами, в результате чего один продавец приходился на трех-четырех человек одновременно. Кто-то из покупателей был терпелив, но были и «девушка, вы не могли бы побыстрее», «обслужите сначала только меня» и что-то в этом роде. Это точно напрягало. Я сочувствовал девчатам из магазина – сам на личном опыте продавца-консультанта бытовой техники знаком с хаосом предпразничных продаж. Сочувствовал, стоял на кассе, когда до меня дошла очередь – и молчал… И уже собираясь уходить, вдруг все же сказал девушкам, напряженно смотрящим в монитор: «Желаю вам продержаться до вечера».
И поразительно, как синхронно вспыхнули улыбками их до этого очень сосредоточенные лица, как на несколько секунд они выдохнули и расслабились. Глаза на мгновение встретились, и в этом был тот самый миг удовольствия от встречи с другим человеком. С их стороны – удовольствие от того, что их заметили, с моей – от того, что мое движение к ним нашло отклик. Вышел из магазина с теплым ощущением в груди. И мне больше ничего не нужно – этого было достаточно.
Или вот, вспоминаю ситуацию, когда у меня были проблемы с банком, и я пришел в офис с претензиями. Девушка за окошком моментально напряглась, и я сказал: «Девушка, мое возмущение адресовано не вам, вас лично я ни в чем не обвиняю и понимаю, что вас обязывает инструкция и правила, мои претензии – к тем, кто эти правила придумывает». И она расслабляется, что-то там стучит в компьютере, дает мне подсказки, а в конце вдруг говорит мне «спасибо».
Да, далеко не всегда на этот «мостик» люди откликаются своим теплом. Кто-то может посмотреть на тебя как на неадеквата. Кто-то испугается: «Что вам от меня нужно?» В холодном мире доброе отношение к другому не может возникнуть «просто так», просто из эмпатии и желания поделиться своим теплом. Это странно, это подозрительно и это страшно…
Вспоминаю, как одна девушка сказала в кафешке молодому человеку: «Если бы ты мне не нравился, я бы здесь не сидела». И для нее невозможно было сказать: «Ты мне нравишься» – и соприкоснуться с нежностью, возбуждением и удовольствием, которое сопровождает выражение чувств другому. Да, здесь всегда рядом маячит тревога – как люди воспримут это? Вдруг уже я покажусь навязчивым? Или нелепо смешным с этими телячьими нежностями? Вдруг решат, что я подлизываюсь зачем-то?
Да, могут так решить… И тогда это будет неприятно и грустно, что твою протянутую руку не заметили или отшвырнули прочь. Но альтернатива здесь такая: протягивать руку другим людям или же оставаться в холодном мире изолированных островов-одиночеств и поддерживать этот мир своим молчанием.
Мы начинаем искать особые смыслы в том, что делаем, и в тех отношениях, в которых находимся, тогда, когда теряем в них удовольствие. Когда удовольствие есть, мы просто наслаждаемся, и не нужно его особо оправдывать и обосновывать… И жаль, когда «я рад/а тебя видеть» пугает другого, и он не понимает, как с этим обходиться.
Но тепло, возникающее тогда, когда тебе улыбаются в ответ, быстро согревает и наполняет душу тем видом удовольствия, которое превосходит все остальные. Удовольствием от принятия того, что мы оба – живые, чувствующие и переживающие существа. И с нами надо бережно...
Илья Латыпов, «Между роботом и обезьяной. Искусство найти в себе человека»