Подходов к тому, из каких компонентов состоит образовательная среда и какие типы (модели) образовательных сред бывают, существует немало. Понятие образовательной среды не ограничивается пространством и отношениями. Оно включает внутренние психологические процессы человека, потому что они неразрывно связаны со средой. Несколько наиболее проработанных моделей образовательной среды называет Виктор Панов в «Психодидактике образовательных систем».
Коммуникативно-ориентированная модель
Эту модель разработал президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. Его подход основан на том, что необходимое условие для развития ребёнка — его участие в совместной деятельности с другими субъектами. А образовательная среда — форма коммуникативного взаимодействия, в которой между учителем и учеником, а также у учеников между собой возникают особые виды общности. Именно через эти общности передаются знания, умения и навыки.
Антрополого-психологическая модель
Главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Виктор Слободчиков рассматривает образовательную среду как систему, которая создаётся и изменяется в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Автор выделяет два главных параметра образовательной среды: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации).
Психодидактическая модель
Психодидактическую модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды разработали Виктория Лебедева, Владимир Орлов и Витольд Ясвин вместе с соавторами, а затем реализовали в школах Центра экспериментальной психодидактики РАО.
Как становится ясно из названия модели, во главу угла здесь ставятся индивидуальные образовательные траектории и вариативность в содержании, формах и средствах обучения. Также авторы модели подчёркивают, как важно внедрять цифровые технологии и развивать дистанционное обучение.
Эколого-личностная модель
Автор этой модели Витольд Ясвин рассматривает образовательную среду как взаимодополнение потребностей человека и условий окружения — они дают возможности для обучения и развития или, наоборот, препятствуют этому. В структуре образовательной среды Ясвин выделяет четыре компонента:
- пространственно-предметный — это здание и прилегающая территория, отдельные помещения и оборудование для занятий;
- социальный — межличностные отношения педагогов, учащихся, родителей и администрации учебного заведения;
- технологический, или психодидактический, — содержание и методы обучения, их соответствие психологическим, физиологическим и возрастным особенностям учеников;
- субъекты образовательного процесса — учителя и ученики, родители, администрация.
Экопсихологическая модель
Эту модель разработал Виктор Панов в соответствии с психодидактическими и экопсихологическими принципами. Главная идея автора — «психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы „человек — окружающая среда“». Образовательная среда должна учитывать индивидуальные особенности ученика и ценности общества, а также соответствовать принципу экологичности — то есть отвечать природным закономерностям развития человека.
Типы образовательной среды
Сама идея, что окружение влияет на образовательный процесс, оформилась очень давно — с самого зарождения педагогики в эпоху Просвещения.
Большое значение среде в образовании придавал польский педагог и гуманист Януш Корчак. В книге «Как любить ребёнка», впервые изданной в 1919 году, он выделил и охарактеризовал четыре типа «воспитывающей среды»: догматическая, идейная, среда безмятежного потребления, а также среда внешнего лоска и карьеры. Эта типология, по мнению Витольда Ясвина, помогает проследить, как развивались взгляды на образовательную среду на протяжении истории.
На примере этой типологии видно, как тесно среда связана не только с методами, но и с целями образования и воспитания. В современном контексте эти типы сред можно распространить на образование не только детей, но и взрослых.
1. Догматическая среда
«Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность», — так описывал догматическую среду Януш Корчак.
По мнению Ясвина, основоположник педагогики Ян Амос Коменский придерживался как раз догматической среды. Несмотря на прогрессивные гуманистические идеи, изложенные в «Великой дидактике», педагогика Коменского в основном была нацелена на развитие «благочестия и нравственности» и формирование «кротких агнцев» в соответствии с заветами христианства.
Главный признак такой среды: обучающийся в ней — пассивный потребитель образовательного контента. Ему в голову вкладывают готовые истины, навязывают определённую картину мира, а его самого «формируют» по заданному образцу, самостоятельность не приветствуется и не стимулируется.
2. Среда безмятежного потребления
Такая среда отражает ценность комфорта, материального и психологического благополучия. Вот как характеризовал её польский педагог: «Работа для меня не служение чему-то, не место в жизни, не самоцель, а средство для обеспечения себе удобств, желательных условий. <…> Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти».
Как считает Витольд Ясвин, с этим подходом во многом перекликаются взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, изложенные в труде «Эмиль, или О воспитании». В противовес догматическому воспитанию Руссо выступал за свободное развитие ребёнка вне авторитарного давления, но считал, что формирование практических навыков — важнее, чем творческое и интеллектуальное развитие. Учить, считал Руссо, нужно тому, что «полезно», например земледелию или столярному мастерству, а разного рода книжные знания могут быть бесполезны и ложны.
Похожих прагматичных идей придерживался Иоганн Генрих Песталоцци и видел идеальную среду в образовательном комплексе из школы-интерната, фабрики и сельскохозяйственных угодий, где детей учат в первую очередь зарабатывать себе на жизнь.
В современном контексте в этом типе образовательной среды наибольшее значение приобретает не столько прагматичность обучения, сколько психологический комфорт учащихся. Главный признак среды — учёба без давления и стресса, по желанию. К такой среде стремится концепция человекоцентричной школы.
3. Среда внешнего лоска и карьеры
Эту среду Януш Корчак описывал в самых негативных красках: «Нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чуждых ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство».
Однако Витольд Ясвин отмечает, что в «карьерной» среде, в отличие от «догматической» и «безмятежной», присутствует идея формирования активной личности. В качестве примера он приводит «Мысли о воспитании» английского философа Джона Локка.
В этой работе, написанной в 1693 году, Локк излагает свои взгляды на образование джентльменов — молодых людей из аристократических семей, которым предстоит занять высокое положение в обществе, управлять другими, принимать важные решения и нести за них ответственность. Мыслитель отвергал наказания (они, по его мнению, формируют «рабский характер»), подчёркивал важность инициативности ученика и его мотивации. Так, согласно взглядам Локка, нужно «возбудить в ребёнке желание научиться всему, чему бы вы хотели его научить».
Особое внимание уделяется творческому развитию ученика, хотя коллективное в его взглядах всё же преобладало над индивидуальным: цель образования в воспитании гражданской ответственности, формировании личности, которая действует на благо общества.
Схожими признаками, по мнению Ясвина, обладает и педагогическая система выдающегося советского педагога Антона Макаренко. В полном соответствии с ценностями коммунизма, Макаренко считал, что инициативность должна поощряться, только если она проявлена в интересах коллектива.
То есть и по Локку, и по Макаренко получается, что цель педагогики — воспитать такого человека, который хорошо встроится в актуальную для эпохи общественную модель.
В современном контексте главный признак такой среды — учащийся здесь активен, но зависим. В современном мире такая среда свойственна как раз сфере корпоративного обучения.
4. Идейная, или творческая, среда
«Сила её не в твёрдости духа, а в полёте, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля», — так писал об идейной среде Януш Корчак.
Взгляды самого польского педагога в большей степени соответствовали именно такому подходу к образовательной среде. Корчак поощрял любознательность и инициативность, подчёркивал право ребёнка «быть тем, что он есть». Образовательная среда, по Корчаку, должна обеспечить ученику жизненный опыт, прежде всего социальный, что поможет ему в будущем сохранять личную свободу и активно действовать даже в сложных условиях. Главный признак творческой среды: ученик активен и свободен. Эта модель во многом отражена в современной педагогической парадигме, которая ставит ученика в центр образовательного процесса. Ученик рассматривается как самостоятельный субъект, принимающий решения, чему, как и когда учиться, а задача педагога и методиста — обеспечить благоприятные условия для его развития, помогать и поддерживать. Педагог в такой модели помогает строить персональную траекторию для учащегося, обеспечивает ему ресурсы для непрерывного обучения и моделирует среду для развития, чтобы даже после окончания курса тот продолжал получать знания и применять их самостоятельно».
Образовательную среду сейчас, как правило, связывают с конструктивистским подходом. Согласно этому направлению в психологии и философии образования, человек не получает знания, а конструирует их своими силами, взаимодействуя с окружающим миром и осмысляя этот опыт. И в отличие, например, от бихевиоризма, в котором педагог применяет внешние стимулы, чтобы сформировать у ученика желаемое поведение, здесь акцент ставится на создание условий для самостоятельного обучения. Именно на это должна мотивировать современная образовательная среда.
Пожалуй, самый яркий современный пример творческой образовательной среды — хакатоны. Активность и свобода здесь выражены в полной мере. Конечно, в современном мире эти четыре типа образовательных сред в основном предстают не в чистом виде, а в смешанном.