Найти тему
БО.big

Гуманная кинология: перегибы на местах

В мире воспитания собак специалисты любят противопоставлять себя друг другу по степени гуманности, которую они проявляют при дрессировке псов. И доходят они в этом до заснеженных высот, прямо скажем. И все бы ничего, если бы из собаки не делали священную корову на основании ложных посылок, а к хозяевам не применяли бы манипуляции, запускающие чувство вины. Водишь не на шлейке, а на ошейнике? Живодер. Ворчишь на пса? Жестокая мамичка. Наказываешь собаку? Не справляешься и нельзя тебе животных иметь.

Я не сторонник исключительно положительного подкрепления. Такое вот провокационное признание, да. Негативные отзывы обо мне в сети опираются на этот факт и раздувают легенду о моей жестокости. Но я в общем-то и не скрывала никогда, что не считаю положительное подкрепление единственно возможным, единственно эффективным и единственно гуманным способом общения с собаками.

Я здесь писала текст и снимала видео о применении наказания к собакам, что само по себе должно было развеять иллюзии. Но поясню в деталях, что имею в виду и почему считаю, что собаки достойны наших естественных эмоций, а не только заветного кусочка и елейной похвалы.

На положительном подкреплении собаку, да и большинство прочих живых существ, можно обучить чему угодно. Это бесспорный факт, восходящий еще к экспериментам академика Павлова. Но есть одна неувязочка. Не всегда положительное подкрепление, наиболее ценное для собаки, исходит от хозяина. И тогда пес начинает, скажем так, обучать себя сам. Например, выучили вы со своим меховым чуваком заветную команду «Ко мне». Конечно, на положительном подкреплении: подходит, угощается, и идет дальше тусить. Эта система работает без сбоев до той поры, пока ваше положительное подкрепление ценнее, чем то, которое можно получить без вас, не подойдя по команде. Тухлая селедка под кустом, давайте не будем питать иллюзий, точно вкуснее, чем колбасья попка у вас в кармане.

-2

И что прикажете делать собаке, которой с одной стороны мамичка кричит «Ко мне», а с другой стороны селедка шепчет: «Может, лучше ко мне?» Песий паттерн поведения выглядит примерно так: если подойти к мамичке, можно угоститься, а если не подойти, то и ничего страшного, — альтернативное угощение все равно ждет под кустом. Что бы выбрали вы? Скажем, начальник зовет вас на работу в выходной. Заработаешь, говорит, сверхурочные. Но если не сможешь, то и ладно, не страшно. И в тот же выходной на кону какое-нибудь более приятное удовольствие — поездка в Суздаль, запланированная две недели назад. Если перспектива развлечься в Суздале для вас более приятна, чем перспектива провести весь день в скучном офисе (хоть и за деньги), то ничто вас не заставит пойти на работу в выходной. Ничто, кроме возможных санкций за прогул.

Некоторых собак, обученных только на положительном подкреплении, так же ничто не удержит от нарушения правил, которые установила мамичка. Просто потому, что псы — любители поступать так, как выгодно им, а не так, как принято в обществе. Об общественных нормах они не имеют ни малейшего понятия, зато хорошо представляют себе, где вкуснее, веселее и интереснее в данный момент.

Конечно, не все псы таковы. Некоторым и правда достаточно показать, как правильно и похвалить за это, чтобы больше никогда не замечать за ними диверсий. Но иных приходится переучивать, или бороться с их породным упрямством или убеждать, что правил лучше не нарушать.

И когда речь идет о безопасности собаки, все-таки лучше показать ей, что бывает, если давно выученные правила нарушить. Бывает, кстати, не какой-то ужасный ужас, а просто хозяйское неодобрение. Никакую собаку не надо бить, дергать на строгаче или прижимать гневно к земле холкой, чтобы она прониклась. Достаточно высказать неодобрение прямо в лицо в тот момент, когда гражданочка нарушает. Пример с той же командой «ко мне». Вот пес ваш выучил ее на 9 из 10, но вдруг однажды решил не подойти. Тут не поможет ворчать на расстоянии, звать собаку, а когда дозвался, наругать. В этом случае животное поймет, что подходить опасненько, какими бы колбасьими попками ни заманивали.

-3

А вот догнать с ворчанием провинившегося зверя, высказать ему, что он не прав, потом отойти и повторить команду в позитивном ключе с похвалой и без возможности ошибиться — отлично работает для закрепления выученного навыка. Конечно, все это возможно, если пес знает, за что получает дисреспект. А знает он только в том случае, если четко выучил команду еще до этого и если вы ворчите не когда он подошел, а именно когда не выполнил с первого раза. Как видно, эта наука выходит далеко за рамки рекламного слогана «научу идеальному послушанию только на положительном подкреплении». Но имеет право на жизнь без ярлыков типа «жестокое обращение с животными».

Почему же сторонники исключительно положительного подкрепления отказывают хозяевам в честности по отношению к собственной собаке? С кем вообще можно выстроить отношения, пользуясь только позитивной обратной связью, а негативную подавляя в себе? Даже человеческим детям как-то удается объяснить, что гулять по опасным стройкам — это не ок, потому что лишишься права гулять без присмотра вообще.

А сообщать матери, куда ты пошел и когда вернешься, — это полностью ок и достойно регулярного поступления денег на карманные расходы. Так чем же собака святее, чем дети? Примерно ничем благодаря способности различать положительные и отрицательные эмоции человека и понимать их так же, как понимает человек.

И я как раз за честность без жестокости. Косячит собака — скажите ей, чтобы не косячила, на понятном ей языке. Делает все правильно — пусть получает свое положительное подкрепление, какие вопросы. Если ваш пес мягок и не упрям, возможно, вам не понадобится прибегать к так называемому наказанию часто. А если у вас упертая собака со склонностями добиваться своего любыми способами, ей придется объяснять, что добиваться можно только того, что безопасно для ее жизни и здоровья. Песья психика не настолько хрупкая, насколько об этом рассказывают адепты «ордена Святой Собаки». По их словам, нарушить гармонию можно одним косым взглядом в сторону животного.

Но адекватная критика вообще-то не вредит ни людям, ни псам. Она только мотивирует становиться лучше. Но вряд ли, если я стану называть наказание адекватной критикой собачьего поведения, меня саму сочтут адекватной. Хотя вообще-то это она и есть. Мы сообщаем собаке, где нам нравится ее поведение, а где не очень нравится. То есть общаемся с ней как с любым другим важным социальным партнером. С той лишь разницей, что критику она понимает в момент совершения проступка — не позже и не раньше. А человеческим партнерам можно и постфактум высказать недовольство или похвалу. Но проблема в том, что наличие критики никак не укладывается в теорию обучения только на положительном подкреплении.

-4

А на эту теорию легко цеплять собаковладельцев, которые, конечно, хотят стать лучшими хозяевами. Поэтому адепты теории и описывают наказание так, что его применение видится жестокостью, недостойной звания человека. Таким образом забывается важный нюанс. Наказание — это всего лишь то, чего не хочет собака в данный момент. Не дали вы ей вкусноту, когда она сорвалась с выдержки, чтобы эту вкусноту заполучить, и вот вы ее уже наказали. Так что, кажется, невозможно в процессе обучения использовать только положительное подкрепление, даже если очень хочется. Живые псы — это все-таки не искусственный интеллект Алиса, у которого нет собственных мотивов и желаний.

Живые псы на то и живые, чтобы их интересы иногда не совпадали с интересами социальных партнеров. И тут уж объясняет необходимость исполнительности тот, кто несет ответственность за жизнь. И в паре собака-человек это всегда мы.

Но все рекламные слоганы типа «научу вашу собаку командам за месяц только на положительном подкреплении», — абсолютно правдивы. Ваш пес будет отлично уметь все, чему его научат за колбасью попку и доброе слово. А выполнять станет, если сам того захочет и если сочтет это выгодным. Многим хватает знания о том, что бывает, когда выполняешь команду правильно. Но некоторым надо объяснить, что бывает, когда эту команду не выполняешь. А бывает то самое наказание. То есть мамичка делает то, что псу не нравится. Например, недовольно ворчит и настаивает, чтобы команда все-таки была выполнена.

Придется отдельно оговориться, что я ни в коем случае не поддерживаю физические наказания для собак, потому что они ничему не учат и, чаще всего, усугубляют картину послушания. Мне также не нравится, когда на собаку ворчат в тех случаях, когда она не способна понять, что именно сделала не так. И еще — процесс обучения идет легче и приятнее как раз на положительном подкреплении. Но все это совершенно не значит, что так называемая «гуманная кинология» — это полное отсутствие негативной обратной связи. Гуманная кинология — это честность по отношению к себе и собаке. И честно использовать как «да», так и «нет», иначе сложно убедительно донести, что игнорировать некоторые команды смертельно опасно.

Фото Маргарита Полежаева, обработал Ренат Муртаев

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц