Название Zeno Clash будто пришло из другой жизни. Выходила такая игра в далеком 2009 году, и там мы в причудливых декорациях били всяких колоритных уродцев. Zeno Clash не была прямо хитом, но выглядела она определенно интересно. Потом, в 2013 году, вышел сиквел, но он получился слабее и никому особо не сдался. Студия ACE Team отвлеклась на другие проекты и лишь спустя десять лет вернулась к этому странному миру. Так что мы опять будем в колоритных декорациях бить всяких причудливых уродцев. Знакомьтесь, это Clash: Artifacts of Chaos.
Действие разворачивается в цветастом и анархичном мире Зенозоик, по которому мы будем бегать в роли воителя по имени Псевдо. Вскоре после вступления наш герой натыкается на Малыша, ребенка с необычными исцеляющими способностями. Из-за этого таланта за ним охотится местная повелительница Гемини и ее банда воителей. Никто внятно не объясняет, в чем проблема с лечением для воительницы, но почему-то Псевдо и Малыш решают ей в помощи отказать. Правда у этого варианта есть большое НО: им придется постоянно быть в бегах. Напрашивается только одно решение: выбить всю дурь из Гемини. Однако её охраняют трое стражников, да и она хороший боец, а вдобавок у них есть артефакты, которые сражения только усложнят. Поэтому сначала героям нужно разыскать по всему миру четыре защитных амулета, а затем с ноги выбивать дверь в логово повелительницы.
Сразу бросается в глаза странный мир игры. Вообще, тут настолько причудливый дизайн персонажей и существ, что их трудно описать в двух словах. Малыш выглядит как сова, упавшая в угольную шахту. Гемини — воительница с двумя большими головами и еще четырьмя недоразвитыми. Один из ее стражей — гигантская горилла с мордой, как у тапира. Местный торговец Ео выглядит как летучая мышь-альбинос, будто сбежавшая из двухмерного мира.
Но за цветастым фасадом скрывается знакомая история: циничный взрослый присматривает за наивным ребенком. Похожие сюжеты всплывают в голове сразу: The Last of Us, God of War и иже с ними. Но Artifacts of Chaos предлагает крайне примитивную версию этой истории. Псевдо сначала намеревался по-быстрому сбагрить своего подопечного, но затем как по щелчку вживается в роль защитника. Повторюсь, что игра не объясняет, чем конкретно общение с Гемини угрожает Малышу. И здесь нет сложной предыстории, которая могла объяснить «переобувание» героя. Дальше сюжет сводится к поиску артефактов, и только под финал нас встретят псевдофилософские рассуждения, необходимые для концовки. В общем, игра предлагает лишь каркас эмоциональной истории, но не интересное наполнение.
Перейдем, наконец, к дракам. Вся Artifacts of Chaos построена вокруг скоростного прикладывания своих кулаков к вражеским лицам. Система проста: базовое комбо, всякие приёмы и уворот. Наша главная сила — мобильность, и потому надо кружиться вокруг врагов. Два удара, рывок в сторону и пинок ногой с разворота. Получается простая, но бодрая и динамичная система. Вдобавок можно экспериментировать со своим боевым стилем. По ходу игры можно открывать стойки и различные приёмы, вроде апперкота, телепорта и тому подобного. В целом, Artifacts of Chaos уступает той же Sifu в плане вызова и комплексности, но драки у неё всё равно получились неплохие.
Впрочем, сражения не обошлись без проблем. Во-первых, это тот случай, когда камера заточена под битвы один на один, а нам приходится иметь дело с толпами. Туша героя заслоняет левую треть экрана, а вдобавок здесь есть автоматическая фиксация на противниках, которая ведет себя, как ей вздумается. Спустя какое-то время привыкаешь, но всё равно бывает неудобно. Вторую проблему чуть сложнее уловить, но мне показалось, что у отдельных атак хитбоксы работали не вполне понятно. Вроде была размашистая атака, а получилась «в молоко».
А как вообще построено путешествие по миру Artifacts of Chaos? У меня создалось впечатление, будто авторы сначала хотели сделать свою Soulslike, затем от идеи отказались, но наработки оставили. У нас есть лагеря, где можно отдыхать, чтобы восполнить здоровье. Все локации напичканы срезами, через которые можно возвращаться к «кострам». И наконец есть исцеляющие бутылочки, что восполняются в лагере. Но после этого игра прекращает списывать у Dark Souls. Бои просты, а при отдыхе противники не возрождаются (за редчайшими исключениями).
Что до структуры, то Artifacts of Chaos пытается изобразить подобие нелинейности, но на деле ее мало. То есть мы однажды доходим до городка, а от него идут дороги в четырех направлениях. Но при этом два направления закрыты, так что выбор невелик. Да и в целом локации здесь получились тесные и часто запутанные: множество закутков, лестниц и переходов, которые сплетаются в лабиринт. Вдобавок в игре нет быстрого перемещения, но зато есть бэктрекинг. Например, вышли на особо злого противника и с наскока не получается его одолеть. Если хотите сходить до продавца или отправиться куда-то на исследование, то запоминайте обратную дорогу. Вам по ней топать не раз и не два.
Но что мы о плохом? У Artifacts of Chaos есть несколько интересных идей, достойных упоминания. Уж что здесь поощряется, так это исследование. Локации напичканы различными ресурсами, которые нужно грести и затем у торговцев выменивать на броню и ритуальные принадлежности (про них расскажу позже). Кроме того, встречаются тотемы с испытаниями, что даруют новые боевые стойки и приемы. Потом всё это добро можно еще прокачивать.
Еще для понимания стоит упомянуть местную систему дня и ночи. Дело в том, что наш герой может ходить под солнцем в своем обычном виде или после заката бегать в искусственном деревянном теле. На этом построена система возрождения. Даже если Псевдо одолеют днем, то у нас есть второй шанс: можно прибежать ночью, всех раскидать и себя поднять. Если спасательная операция провалится, то это Game Over, и вы откатываетесь к последнему сохранению у лагеря. Но можно и самостоятельно переходить в «ночной режим». Иногда это необходимо. Отдельные дороги закрыты тернистыми кустами, и только наше искусственное тело может через них пройти. А дальше остается найти стража шипов и набить ему рожу, чтобы убрать заросли. Кроме того, ночное исследование просто выгодно. В темноте можно найти ресурсы и наборы брони, уникальные для искусственной формы. Учитывая, что наше второе тело — дополнительная жизнь, то ради его улучшения стоит побегать ночью.
Еще есть такая штука, как ритуальная игра. При встрече с наемниками можно просто устроить драку. Но еще можно сыграть с ними в игру... а затем набить друг другу морды. В чем идея? Вы и ваш соперник выбираете артефакты. По сути они обозначают наказание, которое понесет оппонент. Например, враг выкладывает дымовую завесу, а Псевдо — штрафной удар. То есть если вы проиграете, то в начале битвы противник бросит шашку и вам придется сражаться в условиях недостаточной видимости. В случае вашей победы герой перед дракой бьет оппонента дубинкой по хребту. А дальше уже сражаетесь в обычном виде.
Сам ритуал выглядит так. Вы с соперником по очереди выбрасываете на поле свои наборы кубиков. Сколько на ваших выпало, такой у вас и счет. Дальше нужно за несколько ходов сделать так, чтобы ваше число было больше, чем у соперника. Для этого вы по очереди используете игровые кинжалы, которые тем или иным способом меняют значения на кубах. Например, снизить на единицу значения всех кубов в определенном круге. Или уничтожить два куба, свой и чужой, но так, что вы теряете лишь «единицу», а соперник — «шестерку». Как только оба игрока используют все кинжалы, то ритуал заканчивается. Поначалу набор для игры у вас будет скромный, но у торговцев можно купить и дополнительные кубики, и новые инструменты, и место под них. Вообще, система ритуальных игр — штука интересная и при этом необязательная: можно пройти всю игру без нее. Равно как и напротив, можно попытать удачу, чтобы упростить себе сражения.
Пожалуй, на этом завершим с Clash: Artifacts of Chaos. В целом, игра представляет из себя крепкий Beat 'em up. Сюжет ничего любопытным сложно назвать, так что в пристальном внимании ему откажем. Если говорить про игровую часть, то здесь ситуация лучше. В игре полно бодрых сражений, а кроме того, есть хороший выбор из боевых стоек и приемов. Не получается игру назвать ни особо сложной, ни закрученной в плане систем, но энергичный экшен она предлагает. Вдобавок здесь есть интересные идеи, вроде ночного исследования и ритуальных игр. И еще не забудем про причудливый визуальный стиль. Но на долгой дистанции у Artifacts of Chaos вылезает ряд проблем. Разнообразие противников есть, но оно к середине прохождения заканчивается. Еще авторы перемудрили с некоторыми локациями, отчего легко запутаться в многочисленных коридорах, подъемах, лестницах, срезах, дверях и прочих архитектурных элементах. В целом, Clash: Artifacts of Chaos — хорошая игра с занятными идеями, но к концу года мы вряд ли про нее вспомним.
Плюсы:
- Простая, но энергичная боевая система со стойками и приемами;
- Интересные механики, вроде ритуальных игр и ночного исследования локаций;
- Необычный визуальный стиль с cel-shading и персонажами причудливого вида.
Минусы:
- Запутанные локации со множеством ходов, срезов и лестниц;
- Нет быстрого перемещения, но зато есть бэктрекинг;
- Разнообразие противников заканчивается (примерно) к середине игры;
- Неровная сложность (самые сложные битвы пришлись на середину игры).
Пусть Clash: Artifacts of Chaos не может предложить хорошую сложность или комплексные механики, но это красочный и динамичный Beat 'em up с путешествием по странному миру. Более того, у игры есть любопытные механики, вроде ритуальных игр и ночной формы героя. Однако Artifacts of Chaos слегка портит неудачный дизайн локаций: они получились перегруженными и запутанными, а вдобавок приправленными бэктрекингом. Такая ситуация не ломает игру окончательно, но время игрока можно было потратить куда лучше, чем на забеги по карте.75
Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной издателем