Андрей Ахмадов, ученик ресурсного класса школы № 68 г. Иваново: «Здравствуйте! Сегодня 13 марта 2023 года. В нашей школе телевидение. Я даю интервью. Спасибо».
Активный, и как вы успели заметить, общительный мальчик Андрей - один из первых учеников ресурсного класса. Он тут и самый опытный. В подобной модели обучения уже третий год. Ресурсный класс устроен так: дети прикрепляются к определенному регулярному классу, сначала адаптируются, а потом понемногу начинают посещать уроки со всеми остальными школьниками.
Александра Ахмадова, куратор ресурсного класса школы №68 г. Иваново: «Начинаем мы всегда с малого, по чуть-чуть. Это небольшие непродолжительные уроки, которые запрограммированы на состояние успеха. Чтобы ребенку нравилось, но был счастлив от того, что он выполнил, а после занятий он получил приз. Постепенно мы наращиваем время урока, приближаем его к обычному уроку, и перемена у нас соответствует переменам в школе».
Александра - сотрудник «Солнечного круга», организации, которая активно выступала за внедрение модели ресурсного класса в регионе. Она же и куратор проекта. Смотрит как организован учебный процесс. В таком классе все устроено для удобства ребят с особенностями. Здесь и уголок релаксации, умные игрушки, занимаясь с которыми можно учиться считать, писать и развивать логику, здесь можно побродить по сенсорной дорожке или порисовать. У каждого из ребят индивидуальное расписание. Оно визуальное.
Александра Ахмадова, куратор ресурсного класса школы №68 г. Иваново: «Когда мы приходим в класс, прикрепляем свою фотографию. Дети знают, кто сегодня пришел. И здесь мы отрабатываем момент, чтобы они замечали друг-друга. И спрашивали, например, а сегодня нет Алены, а где она? А что с ней? Что случилось?».
В классе пока что учатся трое ребят: Андрей, Алена и Артем. Он, кстати, любит больше не рассказывать, а задавать вопросы.
- Девушка, как вас зовут?
- Меня зовут Наташа.
- Расскажите, как ваши дела?
- Хорошо! Как дела?
- Мои дела сегодня хорошо. Солнышко на улице. Радуюсь! А твои как дела?
- У меня хорошо!
С ребятами занимаются логопед, психолог, дефектолог, учитель. Материал для учеников ресурсного класса адаптирован. А еще здесь не ставят пятерки. А скорее «дают пять!» за отличную работу.
Ближе всех к ребятам во время учебного процесса их тьюторы. У каждого он свой. Тьюторы помогают пройти адаптацию, помогают усвоить знания и влиться в коллектив.
Ольга Сорокина, тьютор: «У нас сначала не было взаимодействия с Андреем, он всего боялся. Но у нас есть такие методики, я должна Андрею мотив какой-то преподнести. Чтобы он потом смог выполнить задание. Мотивировать его».
Андрей, как ученик с опытом, уже посещает общие уроки с ребятами из 3 «Б». Артем и Алена понемногу присоединяются к регулярному классу во время переменок.
Наталья Сергеева, корреспондент: «Одна из важнейших задач ресурсного класса, чтобы дети с особенностями развития постепенно вливались уже в обычные классы и учились с нормотипичными детьми. Ну и чтобы постепенно тьюторы становились уже не нужны».
Третьеклассники и сами любят захаживать в ресурсный класс, например, порубиться в настольный хоккей.
Арсений Маслов и Яна Семёнова, ученики 3 класса школы № 68 г. Иваново:
- Мы еще с Аленой и Артемом хорошо общаемся.
- А про них что скажете?
- Ну у Алены какие-то больше трудности с голосом.
- Она еще разговаривать не умеет, да?
- У Артема, он всегда говорит: «Не дам!»
- «Моё!» да, «моё!»
- Но они хорошие ребята?
- Да! С ними весело проводить время!
Похожие модели обучения внедрялись на базе коррекционных школ. Опыт с общеобразовательными - инновационный. Работу куратора, его супервизию на грантовые средства оплачивает «Солнечный круг». 16 миллионов рублей выделил Департамент образования региона на оплату труда педагогов и спецоборудование. Оснащением и организацией пространства занималась городская администрация.
Владимир Шарыпов, глава г. Иваново: «Мы давно к этому идем. Даже через наши спортивные школы, через наши центры дополнительного образования, и сейчас у нас появилась дополнительная возможность. И, конечно же, это важно не только для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Но это важно для всего нашего общества, чтобы у нас отсутствовала какая-то сегрегация. И все имели равные возможности и равные права».
Проект рассчитан пока до 2025 года. С сентября 2023-го сюда придут учиться еще трое ребят с аутизмом.
Ольга Татаринцева, председатель общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов «Солнечный круг»: «Потребность, конечно, больше. Сейчас по статистике, которой мы обладаем, в Ивановской области более 130-ти, более 140 детей с аутизмом. И в 1 класс пойдут достаточно много детей. И те шестеро, на которых сейчас есть места - этого, конечно же, недостаточно».
Если этот ресурсный класс покажет КЛАСС, и нынешние ученики смогут успешно интегрироваться в обычный учебный процесс, то подобные образовательные модели будут внедряться и в других школах региона.
Наталья Сергеева, Максим Шишкин. Телекомпания «Барс».