Найти в Дзене
Династия Цин

Взгляд на историю китайского искусства вырезания из бумаги

Оглавление
     Credit: CGTN
Credit: CGTN

Отличительный представитель изобразительного искусства Китая, 剪紙 (jiǎn zhǐ) или китайское искусство вырезания из бумаги, существует уже много веков (возможно, оно даже старше самой бумаги!). В 2009 году китайское искусство вырезания из бумаги было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. С помощью простого листа бумаги - обычно красного цвета - и ножниц в руках создаются разнообразные узоры, от портретов до зодиаков животных, с замысловатыми рисунками.

Благодаря своей дешевизне и высокой степени художественности, китайские вырезки из бумаги являются популярным украшением, используемым для декорирования окон и зеркал. Когда свет проникает сквозь негативные пространства вырезок, в помещении создается изысканный узор. Украшение окон бумажными вырезами является традицией китайского Нового года, а красивые фигурки часто называют 窗花 (chuāng huā), что переводится как "оконные цветы". Мы считаем, что это красивое название.

Происхождение

Самый старый из сохранившихся бумажных вырезок - симметричный круг 6-го века, найденный в Синьцзяне, Китай. Считается, что искусство вырезания из бумаги зародилось в Китае после изобретения бумаги Цай Лунем в 105 году н.э. Тем не менее, задолго до изобретения бумаги были найдены записи о том, что китайцы использовали другие тонкие материалы, такие как листья, серебряную или золотую фольгу, шелк и кожу для вырезания рисунков. Было обнаружено, что во времена династии Западная Чжоу (1046 - 771 гг. до н.э.) люди уже вырезали из листьев деревьев различные художественные формы и дарили их в качестве подарков! Удивительно, правда?

О происхождении самой первой высечки из бумаги также существует красивая легенда:

Во времена династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) в древнем Китае император Ву очень любил свою жену, наложницу Ли. Когда она скончалась, он так скучал по ней, что не мог ни есть, ни спать спокойно. Он страстно желал увидеть ее снова. Чтобы выполнить просьбу императора, один из министров вырезал из льна фигурку наложницы Ли и поставил ее на фоне тусклого света свечей в шатре. Из соседней палатки император Ву увидел силуэт своей любимой жены и подумал, что ее дух вернулся. Чтобы не раскрыть ложь, министры предупредили императора, что он не должен подходить к шатру, иначе дух наложницы Ли исчезнет. Когда силуэт исчез, он написал стихотворение, чтобы выразить свою скорбь.

     госпожа Ли из династии Хань Credits: wordpress
госпожа Ли из династии Хань Credits: wordpress

"Это ты, или я ошибаюсь? Я встаю и смотрю, не в силах понять, почему ты не пришла сюда".

Развитие искусства

Когда бумага стала доступной, это искусство стало популярным в народе и превратилось в традиционное ремесло для женщин в сельской местности. От каждой девушки требовалось овладеть этим ремеслом, а о невестах часто судили по их умению. Во времена династии Южная Сун (1127 - 1279 гг. н.э.) ремесленники, преимущественно мужчины, зарабатывали на жизнь вырезанием из бумаги. Некоторые специализировались на вырезании китайских иероглифов, другие - на вырезании цветов и других узоров. В печах Цзичжоу провинции Цзянси мастера начали наклеивать вырезанные из бумаги работы на керамику перед глазурованием и обжигом в печи, чтобы создать яркие узоры на керамике.

     керамика Цзичжоу провинции Цзянси. Credits: alaintruong
керамика Цзичжоу провинции Цзянси. Credits: alaintruong

Искусство вырезания из бумаги достигло своего расцвета в династии Мин (1368 - 1644) и Цин (1644 - 1912). Бумагой украшали практически все - народные фонари, веера, вышитые ткани и многое другое. Известным декоративным фонарем династии Мин был фонарь "Бегущая лошадь" или 走马灯 (zǒu mǎ dēng). Вырезанные фигуры генералов на лошадях размещались по кругу вокруг свечи и вращались, когда горячий воздух от свечи поднимался вверх. Тени от вырезанных фигур отбрасывались на экран фонаря, создавая иллюзию скачущих лошадей, преследующих друг друга. Затем дизайн фонаря эволюционировал и стал изображать божеств и людей.

Значение

В старину на дизайн бумажных вырезок в значительной степени влияло сельское хозяйство. Китайцы издавна создавали бумажные вырезки для изображения красивых вещей, поклонения и выражения добрых пожеланий. Большинство традиционных вырезок имеют свое значение. Лотос с рыбой означает продолжение богатства в следующем году, а гранат - пожелание процветания и плодородия.

-4

Китайские иероглифы также часто используются для оформления традиционных вырезок из бумаги. Некоторые распространенные иероглифы: "福 (fú)" означает благословение и "喜 (xǐ)" означает счастье. Стоит отметить, что иероглиф "喜" почти всегда сокращается как "囍" и используется во время свадьбы для обозначения удвоенного счастья! Китайские иероглифы часто имеют значения, которые отражают стремление простых людей к жизни.

     удвоенное счастье. Credit: chinasage
удвоенное счастье. Credit: chinasage

После правления династии Цин китайское искусство вырезания из бумаги некоторое время оставалось в застое. С процессом урбанизации традиционное искусство вырезания из бумаги уходит в прошлое, особенно среди подрастающего поколения. Однако многие энтузиасты все еще с удовольствием продолжают вырезать затейливые узоры.

Автор Нг Ван Линь

Перевод. Источнник: https://www.culturally.co/blog/a-look-into-the-history-of-chinese-paper-cutting