Найти тему
ИЛИ ЛЕС

"Все, везде и сразу"

Хрестоматийный пример того, как гениальная завязка подминается и обездвиживается, собственно, сюжетом - а точнее обращением к одной из типичных сюжетных схем, которую еще в Древней Греции, поди, знали наизусть.

Небезосновательно расшаренный "Все, везде и сразу" лично для меня стал поводом еще раз подумать о соотношении сюжетного и не-сюжетного (что в фильмах, что в книгах, что в играх компьютерных). Не раз я отмечал, что лично меня завязки многих произведений цепляют куда сильнее, чем следующие за ними кульминации и развязки, в которых внимательный взгляд в восьми случаях из десяти узнает сюжетный каркас еще дюжины историй. То есть все мы знаем, что сюжетов - ограниченное количество, и количество совсем невеликое (по разным данным от 8 до 40, кажется), и понятно, что насмотренный и начитанный (коим я себя в полной мере не считаю, так что речь не обо мне) зритель сюжетные арки будет идентифицировать на раз-два сквозь хруст чипсов и туман над чайной чашкой. А это само по себе если и не проблема, то повод задуматься (ибо "скучно" - это "предсказуемо").

В то время как "завязок" - таких элементов "текста", в которых повествование уже понемногу разгоняется, но не вступило в строго сюжетную область - бесчисленное множество, так же как и выходящих за рамки сюжета вкраплений. Вот все жду момента, чтобы процитировать Довлатова с его "невыразимым очарованием", которое он ищет в тексте в противовес сюжету, но тут даже не об атмосфере речь, не о невыразимом, а о грубом сторителлинге: дали персонажей, дали обстоятельства, "прикормили зрителя" и втиснули историю в один из сюжетных трафаретов.

Если я выражаюсь путанно, то вот мои ощущения от "ВВВ": первую половину фильма (завязка и прямолинейная часть сюжета "добро против зла") я скакал по комнате в восторге, вторую - сидел, подперев кулаком щеку: "а, это еще один фильм о проблемах между матерью и дочерью? и куда он выведет? к тому, чтобы не душнить и давать другому право быть собой? ну ок" (понятно, что я упрощаю и говорю грубо) - и лишь изредка улыбался отдельным чисто сеттинговым ходам. То есть в какой-то момент разогнался и помчал по своим - тысячи лет назад проложенным - рельсам сюжет, и шедевральные (бомбическая, ошеломительная) завязка-атмосфера остались далеко позади, в пыли и песке.

И да, ситуация не тупиковая - и грамотно поселить рядом завязку-атмосферу и сюжет можно, и иные режиссеры это делают с успехом (из последнего, что смотрел, вспоминается "Как прогулять школу с пользой"). Но у режиссеров "ВВВ" это, по-моему, не получилось. Итог: грандиозная идея, великолепный старт и предсказуемый, прямолинейный и - при всем моем уважении к дидактике - стандартный художественный итог.