Найти тему

Размышления о политике в школе

Всем привет 👋 

Когда я заводила свой канал, то первое, что мне бы не хотелось здесь поднимать, это тема политики. Поскольку, я всегда считала, да и сейчас считаю, что политика - дело грязное. Единственным исключением из этого правила, я считаю обсуждение политики в сфере школьного образования. 

Но, между тем, сама жизнь нам подкидывает такие ситуации, когда не вполне ясно где же находится эта самая грань - между школой и политикой. 

В одном из своих предыдущих постов я уже писала о том, какое впечатление у меня сложилось от последних школьных «нововведений», в частности, «Разговоров о важном». Идея на самом деле очень неоднозначная. Подтверждение тому - дискуссии, которые не утихают с того момента, когда министерство объявило о проведении в школах цикла этих классных часов. Но, поскольку, дьявол кроется в деталях, давайте попробуем разобраться, какие есть подводные камни есть в этом проекте. А также, поговорим о том, что происходит, когда стирается граница между личным мнением и официальной позицией.

Тема «Разговоров о важном» неспроста разделила общество на тех, кто поддерживает данную инициативу и тех, кто категорически против. Так произошло по причине того, что, на первый взгляд , в самих темах «Разговоров» нет ничего плохого. Согласитесь, было бы странно, если бы люди возмущались обсуждению юбилея Циолковского и.т.д Но, как известно, все испортило включение в план обсуждение последних политических событий. Не прошло и двух недель с начала учебного года, как с официального портала «РоВ» были удалены все методические рекомендации и сценарии уроков. Потом их вернули, но без «спорных моментов». Правда, позднее, министр сказал, что и эти темы вернут после доработки. И что это было? Вопрос риторический. Но, при этом я не могу не отметить тот факт, что наше время удалять какую либо информацию с сайтов идея, мягко говоря, плохая. Ведь всем известно, что все то, что попало в Интернет - там и остаётся. Ей богу странно, что те кто спешно чистил оф.сайт, не знают, что в каждом смартфоне есть кнопочка «сделать снимок экрана». Те кто хотел, давно уже сохранил «для истории» все материалы. Другой вопрос в том, что можно ли этот поступок расценивать как официальную позицию министерства? Вопрос так и остаётся открытым. 

Вернёмся же к тому как «РоВ» реализуется на практике. Многие педагоги не без оснований считают, что несмотря на все спорные моменты вполне можно направить эти самые беседы в нужное русло. И лично я с ними абсолютно согласна. Если все будет именно так, то это было бы замечательно. Тем более, что методические материалы и сценарии носят, все же, рекомендательный характер. Другой вопрос в том, какое реальное количество таких педагогов? Тех, кто не побоится говорить не «по бумажке»? Особенно, если обратить внимание на то, как часть школьных учителей готова исполнить любое требование спущенное сверху. 

Я не просто так обратила своё внимание на ситуацию, когда педагогам в мессенджерах приходят различные неофициальные «просьбы» с пометкой «срочно» от начальства, а также из различных инстанций. Например, чтобы педагоги выразили своё личное мнение на школьном сайте или в соцсетях по тем или иным важным для общества темам. На мой субъективный взгляд, это ни что иное, как попытка различных инстанций руками школьных учителей влиять на общественное мнение. Иными словами, это завуалированное лоббирование тех или иных политических интересов, замаскированное под гражданскую позицию конкретного педагога. Иезуитская логика этой, не побоюсь этого слова, подленькой практики состоит в том, что чиновники или те, кто это инициирует, умывает руки, снимая с себя любую ответственность за возможные последствия , переводя стрелки на «личное мнение» школьной МарьВанны которая оставила свою подпись под постом, опубликованным на официальном сайте образовательной организации. 

Со стороны может показаться, что в этом нет ничего особенного, и, что у педагога может быть своё мнение по тем или иным вопросам. Почему бы и нет? Однако не все так просто.

Оставив за кадром тот факт, что эти «личные мнения» пишутся как под копирку, и альтернативных позиций не наблюдается, обратим внимание на то, что эти посты пишутся на официальном сайте ОУ. То есть, это, на самом деле официальная позиция и «личного» там нет ничего. Вероятно, мне кто-то из подписчиков возразит, что у педагога тоже может быть своё мнение. Все абсолютно верно. Но! Любые официальные сайты не являются площадкой для выражения своего мнения! Даже если мнение совпадает с «официальной линией партии». Любые тесты опубликованные там автоматически становятся официальной позицией ОУ или даже Департамента Образования. Особенно в наше время, когда весь контент четко регламентирован. 

Соответственно, у тех, кто эти материалы читает не может не сложиться впечатление о том, что это не более чем заказуха. Одно дело выразить свою гражданскую позицию за своей страничке в соцсетях или в личном блоге, и, совсем другое, делать публикации на официальных порталах. Одни и те же высказывания, опубликованные на личных и оф.сайтах и блогах имеют совершенно разные значения. И далеко не в пользу педагогов, которые безропотно выполняют любые хотелки начальства. Более того, последствия для авторитета педагогов могут быть не самые приятные. Ведь, как известно, «Одна маленькая ложь, рождает большое недоверие»(с). 

Возвращаясь к теме «Разговоров о Важном» я хочу ещё раз отметить, что любой педагог и без циркуляров сверху найдёт то, о чем поговорить с классом. И как выстроить эти классные часы так, чтобы все проходило максимально безболезненно. Никогда не надо забывать о том, что педагог выступает с позиции авторитета. Поэтому ни в коем случае нельзя разбрасываться этим, крайне ценным ресурсом. Которого у педагогов и так, к сожалению, часто не хватает.

Всем удачи 🍀 

Мирного неба над головой 🕊

Всегда ваша, Д.С.