Найти тему
Beauty&Mind

(Не)волшебство Q10. Почему не стоит ждать чуда от «нобелевского» коэнзима в косметике

Несмотря на то, что косметология до сих пор для многих наука — несерьезная (ай, что там женщины на лица мажут!), в нее вкладывается огромное количество как финансовых, так и интеллектуальных ресурсов. И есть косметологические разработки основанные на революционных научных открытиях.

Не буду напоминать радиевые кремы, лосьоны, пудру, мыло и даже подушки. После того, как супруги Кюри «подарили миру» радиацию, множество людей надеялись, что она поможет оставаться им…нет, не вечно красивыми, но вечно молодыми и здоровыми. Как со временем выяснилось — зря.

Однако эта неудача вовсе не повод отказываться от достижений науки, правильно?

Поэтому давайте поговорим о косметологических активах, появившихся на фундаменте Нобелевских достижений. Действительно ли они так эффективны?

И первым на арену выходит…коэнзим Q10.

Этот актив был безумно популярен лет 15 назад, реклама средств с ним была очень агрессивной и дамы надеялись — вот оно, то прекрасное средство, которое сохранит молодости кожи.

Сейчас средств с ним тоже множество, но они не популярны. Вышел из моды?

-2

Коэнзим Q10 (другое название — убихинон, убихинол, 2,3-диметокси-5-метил-6-декапренил-1,4-бензохинон) это вездесущий ингредиент молодости, источник энергии наших клеток. Его открытие стало одним из крупнейших достижений XX века в области биохимии человека, за него Питер Митчел — американский ученый — получил Нобелевку!

Справедливости ради надо сказать, что «открывали» коэнзим вовсе не ради молодости кожи, а в поисках лекарства от множества болезней, в косметологию он пришел позже.

И был не, то благополучно забыт, но вытеснен другими, более надежными, если можно так выразиться, активами.

Почему так?

Вот смотрите, это — молекула коэнзима Q10.

-3

Она большая и красивая — ведь коэнзим Q10 относится к группе коферментов — бензохинонов, содержащих хиноидную группу и несколько изопрениловых групп (в нашем случае — 10, что и отражено в названии).

В клетках убихинон локализуется в митохондриях, его молекула гидрофобна и растворена в липидном бислое. Причем наибольшее количество Q10 не в коже, нет. Оно в печени, сердце, почках, поджелудочной — то есть в тех органах, которые требуют от организма больших энергетических затрат.

А все потому, что коэнзим снабжает клетки энергией (участвуя в дыхательной цепи) а еще — является антиоксидантом, то есть «ловит» свободные радикалы своим длинным изопрениловым хвостом.

-4

Казалось бы — все прекрасно, ведь существует свободно радикальная теория старения Денхама Хармана. Она гласит, что активные формы кислорода являются основной причиной старения, вызывая окислительные клеточные повреждения. Клетки накапливают повреждения свободными радикалами с течением времени — и вот он, результат, из юных и пыщущих здоровьем мы становимся развалинами.

Q10 нас от этого защищает, потому давайте его принимать внутрь и мазать снаружи. Прием внутрь пропустим (это все-таки епархия медиков), а насчет «мазать снаружи» разберемся.

-5

Во время тестов In vitro было доказано, что коэнзим Q10 предотвращает гибель клеток кожи под воздействием активных форм кислорода и снижает выработку колагеназы — фермента, расщепляющего коллаген. А чем больше в коже коллагена, тем меньше морщин.

Вот только эти тесты — In vitro, проводятся «в стекле», то есть на клетках, обрабатываемых высокими концентрациями вещества. Эти клетки открыты для воздействия, и испытываемое вещество легко в них проникает.

Поверхность же нашей кожи покрыта роговым слоем, назначение которого — препятствовать проникновению в нее веществ и организмов извне. Да, если молекула имеет размер менее 500 дальтон, то у нее есть шанс «пробраться в нас» даже сквозь эту защиту.

-6

Но молекулы коэнзима Q10 слишком велики (их молекулярная масса — 863.3) и в обычном своем виде они сквозь неповрежденный роговый слой не проникнут. А обработка их с целью получения наноразмеров — процесс трудоемкий и далеко не дешевый.

Кроме того, коэнзим разрушается под действием света и тепла — а потому в косметических средствах чаще всего нестабилен из-за упаковки (не все расфасованы в безвоздушные помпы) и условий хранения.

В результате in vivo замечательных результатов он не дает, потому покупательницы, опробовав средства с ним, чаще всего к ним не возвращаются. Ведь Нобелевская премия еще не гарантия эффективности средства…