Найти тему
Строительный мир

Электрификацию железной дороги в направлении Татарского пролива завершат к 2026 году

До конца 2023 года Главгосэкспертиза РФ должна утвердить всю необходимую документацию относительно проекта электрификации участка железной дороги от ст. Волочаевка-2 до Ванино. Разработкой последнего занимаются специалисты «Трансэлектропроекта» (филиал АО «Росжелдорпроект», входящего в ГК «1520»).

© Предоставлено АО «Росжелдорпроект» (Основные технические показатели: электрификация участка Комсомольск-Сортировочный – Ванино)
© Предоставлено АО «Росжелдорпроект» (Основные технические показатели: электрификация участка Комсомольск-Сортировочный – Ванино)

Строительно-монтажные работы на всем протяжении (более 800 км) трассы предполагается завершить к 2026 году в рамках второго этапа развития Восточного полигона — будут построены и реконструированы тяговые подстанции и проведена высоковольтная воздушная линия 220 кВ. В результате увеличится провозная способность стальной магистрали: участка Волочаевка-2 – Комсомольск до 30 млн тонн в год, а от последнего до портов Татарского пролива — почти до 80 млн тонн (на этом отрезке предусмотрено строительство вторых путей).

© Предоставлено АО «Росжелдорпроект»
© Предоставлено АО «Росжелдорпроект»

Все это позволит не только перевозить больше грузов и сэкономить на топливе, но и улучшить экологическую обстановку в регионе. Кроме того, с появлением электрифицированной линии между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре местные власти намерены запустить скоростную электричку типа «Ласточка».

Перспективные проекты

В целом, как отмечает ряд экспертов, развитие Дальневосточной железной дороги с учетом перестройки логистических цепочек даст мощный толчок росту морских портов на территории Хабаровского края, что положительно отразится и на социально-экономическом развитии региона. В частности, с появлением новых рабочих мест оживятся и так называемые депрессивные поселки, расположенные вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали.

В перспективе также возведение нового моста в районе Комсомольска-на-Амуре и строительство второго Кузнецовского тоннеля. Появление этих искусственных сооружений позволит увеличить грузопоток в направлении морских портов до 100 млн тонн. Эта тема в последние годы несколько раз выходила на повестку.

© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0
© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0

В 2019-м региональные власти и руководство Дальневосточной железной дороги обратились к российскому правительству с предложением построить еще один мост через водную преграду в Комсомольске. Уже тогда подчеркивалось, что нехватка железнодорожных мощностей сказывается на развитии портовой инфраструктуры.

В 2021-м о необходимости новой дороги через Амур говорил во время посещения Хабаровского края вице-премьер Марат Хуснуллин. Чиновник отметил, что в отличие от действующего перехода, по которому курсируют и автомобили, и поезда, дублер будут проектировать лишь под стальную магистраль.

Актуальность возросла в разы

В декабре 2022-го замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов заявил, что в 2023 году могут быть заключены первые соглашения с концессионерами относительно реализации ряда крупных проектов, среди которых, помимо вторых Северомуйского и Кодарского тоннелей, был упомянут и новый мост через Амур, и дублер Кузнецовского тоннеля. То есть реализовать проекты предполагается в формате государственно-частного партнерства. Отмечается, что интерес в этом отношении проявляют сразу несколько компаний. По предварительным подсчетам, для строительства всех четырех объектов потребуется порядка 650 млрд руб.

© Anthony Ivanoff / public domain
© Anthony Ivanoff / public domain

Отдельные эксперты полагают, что если ранее и существовали некоторые сомнения относительно скорой необходимости этих дорогостоящих проектов, то теперь их актуальность возросла в разы. Очевидна и экономическая эффективность, ведь все эти объекты будут находиться на участках с высокой грузонапряженностью.