Найти тему

Нейропедагогика и дошкольное образование

Наш мозг — невероятный инструмент с миллиардом клавиш. Вы можете получить от предков по наследству инструмент, сравнимый со скрипкой Страдивари или роялем «Стейнвей». И этот изумительный рояль вы ничем не заслужили и не знаете, что с ним делать. Неприятность заключается в том, что на нем нужно учиться играть. На это уходит много времени и сил, но может не повезти — играть так и не научишься.

(Т.В.Черниговская)

Мой интерес к развитию мозга начался с изучения таких направлений, как ментальная арифметика и скорочтение. Будучи преподавателем данных дисциплин, я увидела эффективность в развитии когнитивных навыков ребенка. Отсюда появился интерес внедрить интересные развивающие упражнения для дошкольников. Мой интерес подкрепился обучением в области нейропсихологии и нейропедагогики.

На занятиях по подготовке к школе ребята становятся более увлеченными. Каждое полезное упражнение для них воспринимается как игра. Не подозревая дети получают обильную порцию знаний.

Почему возрастает интерес к нейропедагогике?

Актуальность внедрения нейропедагогики в образовательную деятельность заключается в следующих факторах:

  • повышение умственной энергии детей;
  • развитие межполушарных связей;
  • развитие внимания, памяти, мышления и других высших психических функций;
  • развитие высокого уровня интеллекта;
  • улучшение результата в обучении;
  • появление педагогов нового поколения.

Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.

Качество жизни человека определяет его мозг. Если ребенок не может удерживать внимание, не в силах соблюдать правила поведения или правописания, то это сигнал об отсутствии самоконтроля или силы воли, за которые отвечают определенные участки мозга.

Что такое нейропедагогика

Нейропедагогика представляет собой комплексный подход к обучению и развитию ребенка, опираясь на его психофизиологию. Нейропедагог – педагог нового поколения, педагог будущего, идущий в ногу с новым поколением детей.

Современные дети с легкостью усваивают медиа информацию со скоростью, увеличенной в 1,75 раз. А клиповое мышление задает новый темп образовательной деятельности и создает необходимость появления нового стандарта и новых подходов к работе с детьми. Подача любого обучающего материала для современных детей должна быть не только динамичной и яркой, но и способной быстро переключить внимание.

Нейропедагог помогает детям развить пластичность мозга. И в условиях бума гаджетов способствует качественному выстраиванию взаимосвязей структур и функций головного мозга.

Нейропластичность мозга – его способность меняться под воздействием опыта и восстанавливать нейронные связи, развивать гибкость интеллекта, памяти и культуры.

Представьте себе дерево. Что самое главное в этом растении? Конечно, корни и корневая система. Для того, чтобы дерево росло, распускало листья, плодоносило и было защищено от вредителей, его необходимо поливать, рыхлить и подкармливать. Так вот наш мозг и есть «корневая система» человека, требующая правильного «ухода и подкормки».

Учение и познание – естественная среда, в которой развивается мозг. С рождения человек обучается, а помогают ему в этом родители, воспитатели, учителя. Следовательно, педагогика должна создавать комфортные условия для развития мозга.

У мозга также есть врожденные качества – опора на прежний опыт. «Человеческий мозг функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление происходит тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые нужно постоянно актуализировать в процессе обучения» (Выготский Л.С. «Концепция зоны актуального и ближайшего развития»).

Пирамида Шелленбергера – фундамент нейропедагогического подхода в обучении

Пирамида иллюстрирует, что развитие когнитивных навыков и успешное обучение ребенка зависит от сформированности сенсорных, моторных, перцептивных систем. Без пропущенных, не проработанных нижних блоков пирамиды не будет успешного академического обучения.

Пирамида Шелленбергера
Пирамида Шелленбергера

Сенсорные системы

Это периферические и центральные структуры нервной системы, ответственные за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей, отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

Выделяют следующие сенсорные системы:

  • тактильная;
  • вестибулярная;
  • проприоцептивная;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • вкусовая.

На занятиях я предлагаю ребятам следующие упражнения для развития сенсорных систем.

  1. Тактильная система. Игры с песком или крупами, рисование пальчиками, кистями и карандашами, игры с тактильными стимуляторами, создание поделок из природного материала, ощупывание и распознавание предметов, игры с водой, массаж, самомассаж, рисунки на спине и ладонях.
Рисунки на спине
Рисунки на спине

2. Упражнения для развития вестибулярной системы являются неотъемлемой частью занятий. Это знакомая всем ходьба по канату, линиям или ленте, ходьба с измененным направлением, различные вариации прыжков, игры с фитболами и полусферами.

Нейроборд
Нейроборд
Нейролабиринт
Нейролабиринт

В индивидуальной практике нейропедагог может использовать балансиры – нейроборды. Они бывают разных форматов.

Работа с балансировочной доской у детей приводит к развитию межполушарных связей. Эти упражнения расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка, что влияет на улучшение внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет. Наилучший результат появляется после ежедневного применения. Оба варианта балансировочных досок мне очень нравятся.

3. Проприоцептивные упражнения направлены на ощущение собственного тела в пространстве. Для развития данных ощущений используются следующие упражнения: растягивание эластичных резинок, сжатие мячиков, упражнения с фитболом или другим большим мячом, прыжки, топанье, копание, сгребание, толкание и притягивание предметов, а также работа с ритмами.

4. Упражнения для развития обонятельной системы нацелены на умение ребенка сосредотачиваться на запахе, узнавать его, запоминать и называть. Например, упражнение «Угадай по запаху». В моем арсенале это набор ароматических баночек, запахи из которых мы запоминаем и затем отгадывает с закрытыми глазами.

5. Упражнения на развитие зрительной системы. Это игры на узнавание изображений по контуру, узнавание перечеркнутых изображении, узнавание наложенных изображений, узнавание незавершенных или недорисованных изображений. Это могут быть также тесты на спрятанные предметы или замаскированные геометрические фигуры.

6. Упражнения для развития вкусовой системы предполагают любые задания на определение вкуса это по запаху или по описанию. Если нет медицинских противопоказаний у ребенка, можно смело пробовать на вкус фрукты или овощи. При выполнении упражнения глаза ребенка должны быть закрыты.

7. Упражнения для развития слуховой системы подразумевает игры по типу «Справа или слева», «Тихо-громко», «Где звучит» «Внизу-вверху-на носу».

Сенсорно-моторное развитие

Это системы, которые необходимы ребенку для познания целостной картины мира. В основе сенсорно-моторного развития лежит высший психический процесс - восприятие. Восприятие связано с речью и памятью, мышлением и представлением. Недоразвитие данных психических процессов приводит к задержке психического развития ребенка.

На занятиях я даю детям упражнения для развития восприятия по принципу узнавания и поиска предметов, определения недостающих компонентов, разрезные картинки, путаницу, письмо кружочками.

Сенсорно-моторное развитие предполагает применение упражнений для развития равновесия, ориентацию по сторонам тела, восприятие входящей сенсорной информации.

Одним из самых интересных вариантов является нейродиктант. Это своего рода графический диктант, выполненный движениями рук ребенка.

Методика выработки рефлекса

Рефлекс – это реакция организма на раздражители с участием нервной системы. Мы можем обращать внимание на сформированность безусловных рефлексов, а условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка в процессе обучения.

Упражнения для развития знаний схем тела:

  • потешки, совмещенные с телесными играми;
  • рисунки тела человека по описанию педагога;
  • сомато-пространственные ощущения (проба Хэда).

Моторное планирование формируется за счет хватательных движений, лепки, умению сортировать, пользоваться конструктором. Также это польза от любой бытовой деятельности, игр с кулаками, пальцами, артикуляционным аппаратом.

Перцептивно-моторное развитие

Это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств. Для перцептивно-моторного развития подойдут любые упражнения на развитие слухо-речевых навыков, развитие визуально-пространственного восприятия, внимания, координацию глаз и рук, контроль за положением тела, глазо-двигательный контроль.

Наиболее интересными являются: таблица Шульте, корректурная проба, тест Струпа, а также непосредственно нейрогимнастика.

Таблица Шульте
Таблица Шульте

Нейрогимнастика подразумевает собой специальные симметричные двигательные упражнения, которые выполняются двумя руками с целью включения в работу обоих полушарий мозга и развития межполушарного взаимодействия.

Кистевая нейрогимнастика
Кистевая нейрогимнастика

Польза нейрогимнастики для обучающегося:

  • активизируются центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь;
  • развивается умение выполнять произвольные действия;
  • развивается умение управлять своим вниманием;
  • улучшается способность качественно подготовиться к школе.

Наибольшая польза гимнастики происходит в возрасте от 4 до 12 лет. Это связано с наибольшей нейропластичностью мозга юного организма. Противопоказаниями для нейрогимнастики служат эпилепсия и вечернее время.

Нейрогимнастика помогает людям всех возрастов. Для взрослых и пожилых людей она служит профилактикой возрастных нарушений памяти. В реабилитационной медицине используется после инфарктов и инсультов для повышения эффективности работы мозга и продуктивности познавательных способностей.

Познавательные способности

Познавательные способности человека – это хорошо развитые свойства интеллекта и познавательных процессов, которые обнаруживается и развиваются в процессе успешного решения проблем и задач повседневной жизни. Познавательные способности развиваются путем выполнения бытовых задач для малышей. Это может быть завязывания шнурков, липучек, использование полотенца, различные виды сортировки.

Поведение

Поведение ребенка можно разделить на конструктивное и деструктивное. Если на занятия ходит ребенок с конструктивным развитым поведением, то все в порядке. А деструктивное поведение требует профилактики. Деструктивное поведение может служить причиной нарушения учебного порядка, конфликта взаимодействия со сверстниками или учениками.

Академическое обучение

Академическое обучение является одним из самых сложных уровней развития деятельности, которым должен обладать ребенок. Академическое обучение будет практически невозможным если упущен хоть один предыдущий «кирпичик» в развитии, описанный выше.

Принципы применения нейропедагогики

Для успешного применения воспитателями данной методики необходимо помнить, что есть три важных кита нейропедагогики: интеллект, тело и эмоции. Поэтому целесообразно включать в занятие три блока упражнений: вначале, в середине и в конце занятий.

В своей деятельности я обязательно включаю нейрогимнастические упражнения в занятия, нацеленные на подготовку к школе. Дети дают положительный эмоциональный отклик. Становятся заметны их успехи в освоении обучающего материала.