Найти тему

Как связаны ЗИЛ, старообрядцы и Горький? Особняк Рябушинского

В самом центре Москвы, где сходятся Большая и Малая Никитские улицы, старинные дореволюционные храмы и советский модернизм, спряталось совершенно необычное, не похожее ни на что здание.

Место нахождения: Москва, м. Баррикадная
Статус в данный момент: Музей-квартира А.М. Горького
Как попасть внутрь: свободный платный доступ с экскурсией (бронь по звонку строго заранее) или самостоятельное посещение
Цена взрослого билета: 400 р.

Мне бы хотелось сказать, что майолика с ирисами на его фасаде бросается в глаза, а балкон с изогнутой ковкой выступает над тихой Малой Никитской, но это не так. Здание утоплено вглубь небольшого двора и окружено садом, как будто кто-то пытался спрятать его от любопытных глаз москвичей начала XX века. Перед нами - особняк С.П. Рябушинского. Яркий пример модерна в русской архитектуре, автором которого являлся, конечно же, Ф. Шехтель.

Особняк С. Рябушинского. Вид с Малой Никитской
Особняк С. Рябушинского. Вид с Малой Никитской

Патриархальная Москва уже была знакома с творчеством Шехтеля - в 1898 году молодой архитектор построил для З. Морозовой великолепный особняк, который молва назвала "московским чудом".

Особняк З.Морозовой
Особняк З.Морозовой

Творческий потенциал архитектора еще более раскрывается оригинальностью вкусов нового заказчика. С одной стороны, Степан Рябушинский - крупный промышленник, основатель автомобильного завода АМО (позже - ЗИЛ), с другой - меценат, старообрядец и коллекционер икон, мечтающий открыть свой музей.

Ф. Шехтель спроектировал здание в стиле модерн, который характеризуется плавностью и текучестью линий, ассиметричностью и отказом от строгой геометрии. На мой взгляд, ключевым элементом особняке является лестница. Именно от неё «начинается» здание. Лестница будто бы является стержнем и духовным каркасом особняка. Если рассматривать элементы здания с точки зрения символики (которой здесь огромное множество!), то можно предположить, что три этажа представляют собой три мира: водный, земной и небесный. Вычурность и плавность линий лестницы словно поток морской воды ведет из пучины в светлые и залитые солнцем комнаты второго этажа - суши, земли.

Под витражным окном с балконом - небольшая зона отдыха
Под витражным окном с балконом - небольшая зона отдыха

Голубой, синий и зелёный цвета символизируют воду и водоросли, а элементы балкона напоминают рыбью чешую. Но самым ярким элементом водной стихии является плафон в виде медузы в основании лестницы!

Вид с пролета на первый этаж
Вид с пролета на первый этаж

На первом этаже располагались гостиная и два кабинета. В период, когда особняк был предоставлен властями для проживания Максиму Горькому, он переделал гостиную в библиотеку, а один из кабинетов использовал как спальню.

Кабинет поражает роскошью. Паркет выложен из морёного дуба (древесина морёного дуба исключительна тем, что лежит под водой несколько сотен лет, после чего используется). Паркет не нужно было натирать, так как блеск древесины был достигнут уже за счёт самого материала.

роскошный кабинет С.Рябушинского совершенно контрастировал с практичностью и бытовым аскетизмом М.Горького, которому в начале 1930-х гг. «пришлось» перебраться в особняк
роскошный кабинет С.Рябушинского совершенно контрастировал с практичностью и бытовым аскетизмом М.Горького, которому в начале 1930-х гг. «пришлось» перебраться в особняк

Светильники и плафоны в комнате оригинальные, а по сведениям, полученным мной от смотрительницы музея, окна здесь в современное время никогда не открывались.

многие экскурсанты, в том числе и я, обратили внимание на причудливый механизм открывания окон
многие экскурсанты, в том числе и я, обратили внимание на причудливый механизм открывания окон

На ручках дверей и в витражах - растительные элементы. Это лавр, который символизирует славу, то есть прославляет хозяина кабинета.

тот самый лавр на ручках дверей
тот самый лавр на ручках дверей

На третьем этаже, к которому ведёт узкая лестница, спрятана моленная (помещение для богослужения), оформленная в стиле раннехристианских храмов. Удивительно, что моленную не было видно снаружи здания. Возможно, таким образом, особняк Рябушинского отразил приверженность семьи к старообрядцам, что часто скрывалось в обществе или как минимум не выносилось напоказ.

Потолок моленной
Потолок моленной

Рябушинские недолго владели особняком. После событий революций 1917 года, они эмигрировали, а здание было национализировано.

В нем располагался отдел виз и паспортов, Госиздат и даже специализированный детский сад Детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Он создавался под руководством жены Сталина Надежды Аллилуевой, а заведующей стала известный педагог Вера Шмидт. В сад ходил Василий Сталин, дети Свердлова и Фрунзе, а вместе с ними и дети-сироты. «Никаких стеснений и никаких обязательств!» — писала Вера Шмидт в дневнике о своем методе воспитания детей, опиравшемся на психоанализ. Неудивительно, почему для подобного учреждения было выбрано именно такое здание!

После закрытия экспериментального детского сада особняк был передан семье писателя М. Горького. Однако Горький был недоволен жизнью в особняке, так как практичность и отсутствие стремления к позёрству Горького антагонизировали с причудливостью здания.

Сейчас в здании находится мемориальный музей-квартира Максима Горького, созданию которого способствовала его супруга.

#архитектура #архитектурамосквы #особнякрябушинского