Найти тему
Медицинский Врач

Самый сложный предмет за 6 лет в меде

Меня предупреждали, но даже это меня не спасло!

Привет! Меня зовут Елизавета, и вот уже меньше, чем через полгода я стану чьим-то врачом участковым педиатром.

Будем знакомы!
Будем знакомы!

Подруга нашей семьи, закончив местный медВУЗ, предупреждала о всех сложностях обучения: и выходных не ждите, и учить придется - невероятно, и спать мало придется, и вообще - не поступай.

Но вот я заканчиваю мед и рада представить один из самых сложных (и в вышей степени важный) предмет - анатомия и ее разновидности.

Далее написанное - только мое, субъективное мнение.

Лекционная аудитория для лекций по анатомии для всего курса (~120 чел). 2018 год.
Лекционная аудитория для лекций по анатомии для всего курса (~120 чел). 2018 год.

С самого начала она мне даже нравилась. Да и что там может не понравиться? Основы терминологии, типичное строение позвонков, строение костей туловища.

Что там эта косточка-ключица: акромиальный конец, грудинный конец, тело, борозда, вдавление, и так далее.

Учить приходилось везде и всегда. На каникулах дома у родителей, в автобусе, на прогулке. Лишь бы сдать. "Учить ради знаний" там даже и не думалось. (Инстаграм сейчас уже не актуален - не веду).
Учить приходилось везде и всегда. На каникулах дома у родителей, в автобусе, на прогулке. Лишь бы сдать. "Учить ради знаний" там даже и не думалось. (Инстаграм сейчас уже не актуален - не веду).

Любовь длилась до первого коллоквиума первого блока или "итоговое занятие по строению и соединениям костей туловища и конечностей".

Остеоло́гия — раздел анатомии, посвящённый изучению скелета в целом, отдельных костей, костной ткани.


Нам принесли несколько лотков - больших и маленьких, в которых лежали разные косточки. Преподаватель достает одну и твоя задача рассказать ее строение. Не забыв продублировать все на латыни. И еще понять, к какой стороне - правой или левой принадлежит кость.

Осознание того, что кости - не слепки, а действительно настоящие и не принадлежавшие животным, делали мне плохо физически. Сложно было даже взять их в руки - настолько эмоции брали верх. Но если хочешь сдать коллоквиум и не висеть в должниках, руки - в руки и отвечаешь, ну, то есть кости - в руки.

Из открытого источника - Я. Картинки.
Из открытого источника - Я. Картинки.

Если с костями верхних и нижних конечностей проблем почти не возникло, то строение черепа я сдала только с четвертого раза. И дело не в том, что было тошно, нет. Скорее из-за обилия борозд, отверстий, выемок и всякого такого.

Изучается череп сначала отдельно по костям: затылочная, теменная, лобная, височная и скуловая, верхняя и нижняя челюсть. Всего 23 элемента и в каждом - свои тонкости. И только потом все "собирается" назад, в общий вид.

Плакала, учила, снова плакала пока никто не видел и ехала сдавать.
С трудом, но получилось.

И спустя время я осознаю, что мыслей-то, о том чтобы бросить мед и отчислиться даже не возникало, подумаешь, не сдала сейчас, сдам позже. Но сначала опять поплáчу.

Наверное, это
единственный предмет, где у меня были слезы злости и бессилия - ну не учится, ну не могу я за вечер выучить 20 страниц текста, а потом еще показать это на препарате!

Нормальная анатомия человека длится 1,5 года и заканчивается экзаменом. Экзамен проходит в два этапа - практическая часть и теоретическая.

В практической части билет состоит из пяти анатомических терминов, которые необходимо найти на "живом" препарате и назвать их на латыни. Там и кости, и отверстия, и мышцы, и органы, всякие связки, и тонкие сосуды с нервами - в общем, как выпадет.

Если сдал практику, можно брать теоретический билет. Некоторое время на подготовку и бегом отвечать преподавателю.

Пример экзаменнационного билета в 2016(?) году. Билет групп, которые сдавали раньше нас на год - два.
Пример экзаменнационного билета в 2016(?) году. Билет групп, которые сдавали раньше нас на год - два.

Следом за обычной анатомией - топографическая.

Топографическая анатомия – это учение о взаимном расположении и взаимоотношении органов и тканей по областям человеческого тела (гре-ческое слово topos – место и grapho – пишу).

По сути, это обобщение всего курса анатомии. Например, изучается не просто легкие или сердце, а полностью "Грудная полость. Топографическая анатомия органов грудной полости. Клиническая анатомия фасций и клетчаточных пространств средостения и анатомические пути распространения гнойных затёков" - реальная тема.

Кафедра - та же, преподаватели - те же, даже нелюбовь к дисциплине и та сохранилась!

Наша группа на кафедре нормальной анатомии, дисциплина топографическая анатомия, 29 ноября 2018 год.
Наша группа на кафедре нормальной анатомии, дисциплина топографическая анатомия, 29 ноября 2018 год.

Здесь педиатрическому факультету повезло, дисциплина заканчивалась только зачетом, в отличии от лечебного, который сдавал ее экзаменом.

Но опять же, повезло относительно. Ведь и на обычной анатомии, и на топографической нам приходилось изучать и взрослого, и ребенка вместе.

Кафедра анатомии. Пара по топографической анатомии. 2018 год.
Кафедра анатомии. Пара по топографической анатомии. 2018 год.

Сдав топанатомию на втором курсе, на третьем началась патологическая.

И вот здесь уже было легче. Может в виду того, что уже имеется неплохая база знаний, может потому, что дисциплина похожа на гистологию: мы работали с микроскопами, стеклами и препаратами на них и много рисовали.

Микропрепарат печени.
Микропрепарат печени.

Коллоквиум проходил интересно: преподаватель выдавал стеклышко, а нам нужно было настроить микроскоп и угадать препарат. Вариант просто узнать его - был минимален. Даже если ты сфотографируешь и зарисуешь все имеющиеся, что-то, да пойдет не так.

Мне помогало рассматривать препараты не только "наших", из коллекции кафедры, но и из сети.

144 элемента и это только один блок. Даже удалять как-то жаль.
144 элемента и это только один блок. Даже удалять как-то жаль.

Экзамен по патологической анатомии сдается летом на третьем курсе. И здесь выпала роль случая - 2019 год, весна, а затем лето - самый пик коронавирусной инфекции.

Я даже сейчас, спустя три года, помню, что на дистанционное обучение наш университет ушел самым последним - 16 марта 2019 года, в понедельник.

Экзамен мы сдавали дистанционно. На почту каждому приходило письмо с билетом и тремя вопросами, давался час для его решения. Затем преподаватель проверял и высылал ответ с оценкой.

Виктория, Алина, я. Дисциплина по патологической анатомии. 2019 год.
Виктория, Алина, я. Дисциплина по патологической анатомии. 2019 год.

Но и на этот анатомия не закончилась. На четвертом курсе пришло время для клинической патологической анатомии.

Самый запоминающийся предмет. Лекции уже читала практикующий врач-патологоанатом, правда все еще в дистанционном формате. Самым запоминающимся стал поход в морг на настоящее вскрытие!

Надо отдать должное каждому из наших двух групп - в обморок никто не свалился (и даже не пытался).

Закончилось обучение здесь зачетом, который мы все успешно сдали.

В конференц зале в морфологическом корпусе, лекция по анатомии. 1 курс, 2017 год. Я, Дарья, Юлия и Виктория.
В конференц зале в морфологическом корпусе, лекция по анатомии. 1 курс, 2017 год. Я, Дарья, Юлия и Виктория.

Далее знания по анатомии не раз и не два уже требовались на клинических кафедрах, пусть и не так подробно, как мы учили.

Понимание многих процессов, в том числе патологических, зависит от той базы которую мы наработали начиная с первого курса.

Кафедра анатомии, 2018 год.
Кафедра анатомии, 2018 год.

На этом у меня все,

До новых встреч на страницах дзена!

И не забудь остаться с нами, чтобы оставаться в курсе медицинской жизни изнутри :)

А какой предмет давался вам труднее всего?