Меня предупреждали, но даже это меня не спасло!
Привет! Меня зовут Елизавета, и вот уже меньше, чем через полгода я стану чьим-то врачом участковым педиатром.
Подруга нашей семьи, закончив местный медВУЗ, предупреждала о всех сложностях обучения: и выходных не ждите, и учить придется - невероятно, и спать мало придется, и вообще - не поступай.
Но вот я заканчиваю мед и рада представить один из самых сложных (и в вышей степени важный) предмет - анатомия и ее разновидности.
Далее написанное - только мое, субъективное мнение.
С самого начала она мне даже нравилась. Да и что там может не понравиться? Основы терминологии, типичное строение позвонков, строение костей туловища.
Что там эта косточка-ключица: акромиальный конец, грудинный конец, тело, борозда, вдавление, и так далее.
Любовь длилась до первого коллоквиума первого блока или "итоговое занятие по строению и соединениям костей туловища и конечностей".
Остеоло́гия — раздел анатомии, посвящённый изучению скелета в целом, отдельных костей, костной ткани.
Нам принесли несколько лотков - больших и маленьких, в которых лежали разные косточки. Преподаватель достает одну и твоя задача рассказать ее строение. Не забыв продублировать все на латыни. И еще понять, к какой стороне - правой или левой принадлежит кость.
Осознание того, что кости - не слепки, а действительно настоящие и не принадлежавшие животным, делали мне плохо физически. Сложно было даже взять их в руки - настолько эмоции брали верх. Но если хочешь сдать коллоквиум и не висеть в должниках, руки - в руки и отвечаешь, ну, то есть кости - в руки.
Если с костями верхних и нижних конечностей проблем почти не возникло, то строение черепа я сдала только с четвертого раза. И дело не в том, что было тошно, нет. Скорее из-за обилия борозд, отверстий, выемок и всякого такого.
Изучается череп сначала отдельно по костям: затылочная, теменная, лобная, височная и скуловая, верхняя и нижняя челюсть. Всего 23 элемента и в каждом - свои тонкости. И только потом все "собирается" назад, в общий вид.
Плакала, учила, снова плакала пока никто не видел и ехала сдавать.
С трудом, но получилось.
И спустя время я осознаю, что мыслей-то, о том чтобы бросить мед и отчислиться даже не возникало, подумаешь, не сдала сейчас, сдам позже. Но сначала опять поплáчу.
Наверное, это единственный предмет, где у меня были слезы злости и бессилия - ну не учится, ну не могу я за вечер выучить 20 страниц текста, а потом еще показать это на препарате!
Нормальная анатомия человека длится 1,5 года и заканчивается экзаменом. Экзамен проходит в два этапа - практическая часть и теоретическая.
В практической части билет состоит из пяти анатомических терминов, которые необходимо найти на "живом" препарате и назвать их на латыни. Там и кости, и отверстия, и мышцы, и органы, всякие связки, и тонкие сосуды с нервами - в общем, как выпадет.
Если сдал практику, можно брать теоретический билет. Некоторое время на подготовку и бегом отвечать преподавателю.
Следом за обычной анатомией - топографическая.
Топографическая анатомия – это учение о взаимном расположении и взаимоотношении органов и тканей по областям человеческого тела (гре-ческое слово topos – место и grapho – пишу).
По сути, это обобщение всего курса анатомии. Например, изучается не просто легкие или сердце, а полностью "Грудная полость. Топографическая анатомия органов грудной полости. Клиническая анатомия фасций и клетчаточных пространств средостения и анатомические пути распространения гнойных затёков" - реальная тема.
Кафедра - та же, преподаватели - те же, даже нелюбовь к дисциплине и та сохранилась!
Здесь педиатрическому факультету повезло, дисциплина заканчивалась только зачетом, в отличии от лечебного, который сдавал ее экзаменом.
Но опять же, повезло относительно. Ведь и на обычной анатомии, и на топографической нам приходилось изучать и взрослого, и ребенка вместе.
Сдав топанатомию на втором курсе, на третьем началась патологическая.
И вот здесь уже было легче. Может в виду того, что уже имеется неплохая база знаний, может потому, что дисциплина похожа на гистологию: мы работали с микроскопами, стеклами и препаратами на них и много рисовали.
Коллоквиум проходил интересно: преподаватель выдавал стеклышко, а нам нужно было настроить микроскоп и угадать препарат. Вариант просто узнать его - был минимален. Даже если ты сфотографируешь и зарисуешь все имеющиеся, что-то, да пойдет не так.
Мне помогало рассматривать препараты не только "наших", из коллекции кафедры, но и из сети.
Экзамен по патологической анатомии сдается летом на третьем курсе. И здесь выпала роль случая - 2019 год, весна, а затем лето - самый пик коронавирусной инфекции.
Я даже сейчас, спустя три года, помню, что на дистанционное обучение наш университет ушел самым последним - 16 марта 2019 года, в понедельник.
Экзамен мы сдавали дистанционно. На почту каждому приходило письмо с билетом и тремя вопросами, давался час для его решения. Затем преподаватель проверял и высылал ответ с оценкой.
Но и на этот анатомия не закончилась. На четвертом курсе пришло время для клинической патологической анатомии.
Самый запоминающийся предмет. Лекции уже читала практикующий врач-патологоанатом, правда все еще в дистанционном формате. Самым запоминающимся стал поход в морг на настоящее вскрытие!
Надо отдать должное каждому из наших двух групп - в обморок никто не свалился (и даже не пытался).
Закончилось обучение здесь зачетом, который мы все успешно сдали.
Далее знания по анатомии не раз и не два уже требовались на клинических кафедрах, пусть и не так подробно, как мы учили.
Понимание многих процессов, в том числе патологических, зависит от той базы которую мы наработали начиная с первого курса.
На этом у меня все,
До новых встреч на страницах дзена!
И не забудь остаться с нами, чтобы оставаться в курсе медицинской жизни изнутри :)
А какой предмет давался вам труднее всего?