Стандартная модель воспитания современного ребенка сводится к замкнутому кругу, когда мы видим, что сын или дочь еще не способны управлять экранным временем. И тревога и бесконечный страх толкает в реакционное воспитание. Мы прокручиваем страшные сценарии, в результате скатываемся в бесконечную критику и недоверие. А рациональное поведение выбиваем через угрозы и наказания. И так по кругу.
Вместо того, чтобы обрастать навыками, формировать устойчивый каркас, мы сами подчас толкаем детей в цифровый мир, чтобы компенсировать эту вечную нестабильность.
Обсудим как это исправить в формате вашей семьи.
Мы уже говорили, что в какой бы провал не произошел, обязательно развести в стороны личность и поступки. Очень важно сохранять контакт, зону взаимодействия, где ребенок будет вас воспринимать и слышать. И доверие сохраняется только в случае, когда мы сами способны без ругани обсудить причину и следствия события.
Таким образом семья выходит из зоны бесконечного невроза, что ребенок все делает не так.
Простое решение заключается в том, чтобы сохранять с взрослеющей личностью пространство взаимодейсвия, где постоянно обсуждается следующие договоренности:
- «Покажи мне, что ты способен придерживаться распорядка, самостоятельно поддерживать результативность по всем своим активностям» (успеваемость в школе, секции).
- «Признай, что ты не всегда справляешься с собой».
Посмотрите, на сколько простые условия, понятные любому младшему школьнику.
«Чем больше ты берешь свою жизнь под контроль, чем меньше у тебя проблем с мотивацией, чем яснее понимание и результативность текущих задач, тем меньше мы вмешиваемся в управление твоим экранным временем».
Совсем простыми словами – учись самостоятельно контролировать свою зону кайфа. А, если будешь вязнуть, то мы сразу обсудим что случилось и как это менять.
Семья выходимтиз ругани, гиперконтроля и борьбы. И переходит в обсуждение, где еще личность не справляется, почему.
Мы, как альпинисты, находимся в связке со своими детьми. Но, чтобы двигаться вверх, нужно вовлекать самого ребенка. Подкреплять его усилия, обязательно видеть любой прогресс. Тогда такое сложное движение наверх будет сопровождаться позитивным подкреплением: «Я смог». И давать энергию и интерес делать усилие снова.
Самое главное, в голове формируется установка, что все мои действия правильные. Я расту и развиваюсь, становлюсь устойчивее каждый день.
Такой ребенок со временем чувствует себя реально комфортно в настоящей жизни. За спиной взрослые, которые понимают и помогают, а не угрожают и наказывают. Мы развиваем нейронные связи, отвечающие за планирование своих действий. Способности самостоятельно справляться со стимулами. Гаджет перестает вызывать трепет и неуправляемую тягу, с которой личность не способна справиться.
Тогда не возникает такой жесткой потребности реализации в цифровом мире, когда интернет зависимый просто не верит в то, что он вообще на что-то в этой жизни способен.
Конечная цель – способность выстраивать жизнь по своему сценарию. Дети с радостью стараются выполнять все активности, когда видят, что с их интересами никто не борется. Одновременно есть четкая и понятная система договоренностей.
Тогда из вечно недовольных воспитателей, родитель превращается в наставника, который по мере необходимости поможет опереться на собственный ресурс воли. Но сделает это без упреков и оскорблений, а с пониманием: «Да, от гаджета отлипнуть не легко, я знаю! Они созданы для того, чтобы вызывать сильную зависимость».
Жизнь в таких семьях становится более упорядоченной, потому что бесконечные конфликты вокруг экранного времени разрешаются через договоренность, чтобы школьник был способен самостоятельно придерживаться своего расписания. И вообще осознавал смысл этих действий.
И работы над зонами, где пока что этого не происходит. То есть мы как бы даем кредит доверия, но сразу возвращаемся к договоренности, если происходит проседание в школе или потеря мотивации. Тогда родитель просто обозначает моменты, в которых ребенок с телефоном не справился и помогает в следующий раз планировать действия по-новому.
Любое общение в современных семьях должно строиться вокруг грамотной обратной связи. И целью является набирать навыки, когда личность учиться самостоятельно определять свои действия. И, если уж вляпался в дерьмо и вязну, то умею это вовремя заметить и спокойно возвратиться в свой жизненный сценарий.